Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Действия торпедных катеров в русско-японскую войну 1904-1905 гг. Россия.

Действия торпедных катеров в русско-японскую войну 1904-1905 гг. Россия.

 

 

Русско-Японская война 1904-1905 гг.

В апреле 1904 года в Порт-Артуре лейтенант М.С. Рощаковский получил в свое распоряжение 50-футовый (15,24 м) моторный торпедный катер с броненосца «Ретвизан». Он планировал ночью, в условиях ограниченной видимости, атаковать япон­ские крейсеры на якорной стоянке в бухте Керр.

Днем 25 апреля Рощаковский вышел на катере из Порт-Артура и направился к заливу Талиенван. Там он в одном из заливов дождался темноты, пос­ле чего двинулся к бухте Керр.

Однако на подходе к ней экипаж катера обнару­жил японские миноносцы, находившиеся в охранении. При попытке укрыться от них в тени берега, ка­тер налетел на подводную скалу. Морякам пришлось подорвать свой катер и добираться до берега вплавь. Оттуда, мокрые и расстроенные, они пришли в город Дальний.

Вечером 31 мая (в 22 часа) другой катер (какой именно, не установлено), под командованием мичма­на К.В. Ломана, отправился в бухту Тахэ вместе с ми­ноносцами «Разящий» и «Скорый». Но 4-часовый поиск кораблей противника оказался безуспешным. Около 6 часов утра 1 июня катер и миноносцы верну­лись в Порт-Артур.

На следующий день (вернее, в следующую ночь) на поиск вышел торпедный катер с броненосца «По­беда», которым командовал мичман И.И. Ренгартен. В бухте Меланхэ катер наткнулся на гребную шлюп­ку с двумя китайцами. Ренгартен решил взять их на свой катер, а шлюпку — на буксир, чтобы китайцы не смогли сообщить о нем японцам. Однако сделать это тихо не удалось. Китайцы подняли крик, который привлек внимание вахтенных японского миноносца, находившегося, как выяснилось, неподалеку.

Катер дал полный ход и скрылся в темноте. От дальнешего поиска Ренгартен отказался и повер­нул к бухте Тахэ. Но там он прочно сел на камни. Лишь утром, при помощи гребного вельбота с мино­носца «Разящий», удалось снять катер с камней. Ко­манда подвела пластырь под пробоину и, откачивая прибывавшую воду, на буксире миноносца, прибыла в гавань.

Спустя почти 5 месяцев, 21 октября (в 18 часов) в море вышел другой торпедный катер с броненосца «Ретвизан». Им командовал мичман В.И. Дмитриев. Катер держал курс на бухту Тонкау, где, по сведениям разведки, находилась ночная стоянка японского броненосца «Чин-Иен» (захваченный в 1895 году у китайцев корабль германской постройки).

 

60

Стальной 50-футовый русский торпедный катер 1900-х гг.

Примерно в 13-и милях от Порт-Артура с катера заметили три японских миноносца, двигавшихся на пересечение курса катера. Пользуясь темнотой, Дмитриев приблизился к среднему в строю минонос­цу и с дистанции около 350 метров выпустил торпе­ду. Она попала в цель в районе машинного отделе­ния. Произошел взрыв.

Как это ни удивительно, несмотря на вспышку от взрыва и освещение моря прожекторами, японцы не заметили катер. Он прошел дальше вперед, а потом повернул назад и примерно через 5 часов вернулся в Порт-Артур. На следующий день (22 октября) на­блюдатели с форта № 1 видели, как два японских миноносца привели в бухту Луваньтань полузатонув- ший третий и оставили его на мели возле берега.

Наконец, 23 ноября Дмитриев на том же катере и с той же командой вновь попытался проникнуть в бухту Тонкау. Вход в нее преграждали стороже­вые суда японцев. Катер подошел поближе к входу и выпустил торпеду в силуэт одного из кораблей, но промахнулся*.

Во Владивостоке была предпринята попытка торпедной атаки на гребном 12-весельном деревян­ном гребном катере, оснащенном мотором внутрен­него сгорания.

Это сделали трое прапорщиков, призванных из запаса (П. Заваров, М. Кучевский, Е. Никольский) и один механик (А. Сташкевич). Поставив на катер мотор, они вооружили его двумя малыми торпедами (видимо, бортового сбрасывания) и 37-мм пушкой Гочкиса.

24 августа 1904 года катер прибыл своим ходом из Владивостока в залив Гашкевича, расположенный в 75-и милях (139 км) от бухты Золотой Рог. На бере­гу этого залива находились позиции русских войск. С наступлением темноты катер вошел в соседний за­лив Корнилова, где были уже японские войска.

* Должен отметить, что в сооответствующих разделах двухтомного японского труда «Описание военных дей­ствий на море в 37—38 гг. Мейдзи», содержащего весьма подробное описание абсолютно всех боевых действий и потерь японского флота в войне 1904—05 гг., я не нашел никаких упоминаний об этом (или хотя бы похожем) инци­денте, который бы имел место 20—22 октября 1904 г.

Кстати, такие же расхождения наблюдаются и в ряде других случаев. Например, российские авторы обычно пи­шут, что огнем крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец» в бою под Чемульпо был потоплен один японский миноно­сец и еще один — поврежден. Между тем, по японским данным, а также по свидетельствам командиров иност­ранных стационеров, в том бою японские миноносцы во­обще не участвовали.

«Атаку» подводной лодкой «Сом» двух японских ми­ноносцев 29 апреля 1905 г. в районе Владивостока ее ко­мандир, князь Трубецкой, просто выдумал. А командиру подводной лодки «Кета» лейтенанту С.А. Яновичу «пока­залось», будто бы 31 июля 1905 г. он атаковал два япон­ских миноносца в проливе Невельского.

Со стороны берега катер подошел на 2 кабельто­ва (370 м) к японскому транспорту и сбросил обе торпеды. Одна из них тут же утонула, вторая дошла до цели, но не взорвалась. Тогда экипаж катера от­крыл огонь из пушки. Но от выстрелов катер сильно раскачивался, что вызывало перебои в работе мото­ра. Поэтому после 50 выстрелов стрельбу пришлось прекратить.

Этот случай интересен тем, что представлял со­бой попытку боевого применения катера с двигате­лем внутреннего сгорания.


 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД