Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Торпедные катера Финляндии

 

Задачи морской обороны Финляндии — с учетом ее скромных финансовых ресурсов, навигационных условий в Финском заливе, а также успехов англий­ских торпедных катеров в районе Кронштадта в 1919 году — сделали торпедные катера весьма привлека­тельными для командования финского флота. Со­ставленная с большим размахом первая программа строительства флота предус­матривала закупку 48 таких катеров, но нехватка средств заставила принять более скромный план.

В 1920 году были куплены итальянские катера MAS-220 и 221, получившие обозначе­ния MTV-1 и 2 (позже «Hurja» и «Sisu II»). Однако их море­ходные качества оказались мало подходящими для бур­ных вод Финского залива.

В 1926 году финская верфь «Parvoo» построила экспериментальный катер MTV-3 (позже «Isku»), разви­вавший скорость 31 узел.

Он был очень похож на британский 55-футовый СМВ, но получил два бензиновых мотора «Fiat» по 325 л.с. и два бугельных аппарата ита­льянского типа для 450-мм торпед.

В 1928 году были куплены два 55-футовых катера Тор­никрофта (MTV-4 и 5, позже «Syoeksy» и « N и о I i»). Еще два катера того же типа (MTV-6 и 7, позже «Vinha» и «Raju»), финны построили по лицензии в 1929 году.

Эти семь торпедных кате­ров, находившихся в строю, к сентябрю 1939 года, сильно обветшали. Но попытка заме­нить их новыми, построенны­ми за границей, закончилась неудачей. Два 17-тонных катера со скоростью 40 уз­лов, заказанные фирме «Thornycroft» в 1939 году, реквизировал британский флот (МТВ-67, 68).

26 июня 1941 года Финляндия вступила в войну на стороне Германии против Советского Союза. Уже в первые месяцы немецкие и финские флотилии тор­педных катеров, действовавшие с финских баз, до­бились ощутимых успехов. Но, когда советский Бал­тийский флот оказался заблокированным на неболь­шом участке между Кронштадтом и Ленинградом, и его активность свелась в основном к действия тор­педных и артиллерийских катеров, стала очевидной острая нехватка у немцев и финнов в этом районе аналогичных судов.

Кроме того, оживленное движение советских гру­зовых судов в Ладожском и Онежском озерах, плюс к тому необходимость поддержки своих сухопутных войск, сражавшихся в этих местах, сделали крайне желательным для финнов наличие своих торпедных и артиллерийских катеров на этих озерах.

Между тем, германские S-boote были слишком ценные для того, чтобы использовать их в стеснен­ных водах пресловутой «Маркизовой лужи», а до­ставка столь крупных судов на озера по суше была невозможна. Финны делали все возможное. Они да­же временно установили бугельные торпедные ап­параты на ряде катеров береговой охраны. Это бы­ли VMV-1—20, построенные в 1930—42 гг.

Некоторые из которых имели бензиновые мото­ры, некоторые — дизели. Водоизмещение 25—30 тонн, скорость 11 — 15 узлов, вооружение — одна 20-мм пушка. Однако они являлись слишком тихо­ходными.

В 1942 году итальянцы прислали финнам пять ка­теров MAS постройки фирмы «Baglietto». Финны на­звали их «Hurja» 1—5. В 1942—43 гг. финская верфь «Turun Veneveistaemo» построила по итальянским чертежам еще 8 катеров того же типа (Taisto-1—8).

Их ТТД: водоизмещение 22 тонны; размеры 18 х х 4,72 х 1,5 м; моторы «Изотта-Фраскини»; скорость 42 узла. Вооружение: один 20-мм автомат, две 457-мм торпеды в бугельных аппаратах.

Командование итальянского флота отправило на помощь финнам четыре торпедных катера типа «500» (MAS-526—529). 25 мая 1942 года они ушли с Сицилии в Специю. Оттуда по железной дороге их перевезли в Штеттин, куда они прибыли 4 июня. Там катера погрузили на пароход «Thielbeck», и 9 июня они прибыли в Хельсинки. После того, как катера прошли канал и озеро Сайма, их снова погрузили на железнодорожные платформы и перевезли еще на

30   км, в порт Лахденпохья на Ладожском озере. На­конец, 25 июля, ровно через два месяца после нача­ла пути, они были готовы к боевым действиям. Эта группа под командованием Бьянчини (Bianchini) до­билась определенных успехов. В конце октября 1942 года, еще до того, как озеро замерзло, все катера отправили в Таллин на капитальный ремонт. После ремонта финны купили 5 июня эти катера, обозначив их «Jymy-1—4».

Три советских торпедных катера, захваченных немцами и финнами, были восстановлены и ходили под финским флагом. Это ТК-52 (типа Д-3), захва­ченный в ходе «зимней войны» 1939—40 гг., в фин­ском флоте «Vasama»; ТК-141 (типа Г-5) — «Vipuri»; ТК-47 (типа Г-5) — «Viima».

Планировавшаяся на июль 1944 года передача Финляндии немецких катеров S-62, S-64, S-99,S-117 не состоялась.

Боевые потери финнов были таковы. Катер «Raju» погиб 15 июня 1943 года во время атаки в районе Кронштадта; «Taisto I» погиб во время авиа­налета на траверзе Альватти; VMV-17 погиб 18 июня 1943 года во время авианалета близ Койвисто. По­гибли также VMV-8, 10, 12, 14, в том числе два из них взорвали немцы 19 сентбря 1944 года в порту Суурсари.

Финские торпедные катера действовали активно и успешно. Так, советский транспорт «Мееро» (1866 брт) катер «Svoeksy» потопил 3 сентября 1941 года; советский тральщик ТЩ-41 (470 т) потопил тот же «Svoeksy» 22 сентября 1941 года. Два советских тральщика потопили катера «Sisu» и «Nuoli» 1—2 ок­тября 1941 года. Советскую канонерку «Красное Знамя» (2440 т) потопили катера «Vinha» и «Vijuri» 18   ноября 1942 года. Поврежденный советский тор­педный катер ТК-141 захватили катера 2-й флоти­лии VMV 14 июня 1943 года.

После того как финны ввели в строй свои новые катера, в том числе купленные за границей и захва­ченные у противника, они в 1943 году создали две флотилии.

Первая флотилия состояла из катеров типов «Taisto» (8) и «Jymy» (4), вторая — из катеров типа «Hurja» (5) и трофейных (3). В 1944 году катера «Jymy» передали 2-й флотилии, а трофейные кате­ра — 1-й, чтобы катера в каждой из флотилий обла­дали схожими тактико-техническими параметрами.

Финские катера «Vinha», «Svoeksy» и «Nuoli» в 1943 году участвовали в боевых действиях на Ла­дожском озере. С них сняли торпедные аппараты, вооружили двумя 20-мм пушками и тремя минами заграждения. Два захваченных в Финском заливе советских катера — один торпедный и один броне­катер — финны использовали на Онежском озере, но эвакуировали, когда им пришлось отступать.

В 1944 году, когда Финляндия подписала переми­рие с СССР, ей пришлось вернуть все захваченные советские катера. Мирный договор с Финляндией особо оговорил запрет на обладание торпедными катерами, это можно считать следствием успехов, достигнутых финскими судами данного класса.

Катера VMV и другие остались у финнов, но тор­педные аппараты с них сняли. Уцелевшие катера ста­рых типов «Hurja», «Sisu», «Isku», «Svoeksy», «Nuoli» и «Vinha» пошли на слом.

Надо отметить, что у финнов были трудности с бугельными аппаратами. Зимой брызги воды превра­щались в лед и они намертво выходили из строя.

 

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД