Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Опыт Второй Мировой войны. ч.1

Опыт Второй Мировой войны. ч.1

 

Доктрина «москитного флота», которую пропа­гандировали в середине 1920-х годов некоторые те­оретики в Европе, была основана на идее, что порты и каботажное судоходство, особенно в проливах и заливах, можно эффективно защищать военно-морскими силами, состоящими из малых судов. Доктри­на эта оказалась совершенно нежизнеспособной, что убедительно доказала война.

Все флоты убедились на собственном опыте, что необходимо иметь боевые корабли и катера разных классов, причем с хорошо продуманными пропор­циями между ними, иначе флот не способен успеш­но решать множество разнообразных задач, встаю­щих перед ним.

При этом все они недооценили огромную потреб­ность в торпедных (и иных) катерах в будущей войне и оказались не готовы к массовому выпуску серий­ных корпусов и моторов надлежащего качества. Нам известны лишь две попытки подготовки к массовому выпуску такого рода продукции в случае войны. Во-первых, предложение английской компании «Fairmile» о заблаговременной подготовке произ­водственных мощностей гражданских предприятий к поточному строительству деревянных килевых кате­ров. Во-вторых, сравнительные испытания, прове­денные флотом США с целью выбора простого, но хорошего катера, пригодного для серийного строи­тельства сразу на нескольких верфях.

В результате у всех флотов возникли серьезные проблемы с получением нужного количества кате­ров, нужного качества, в нужное время, за исключе­нием разве что флота США. Эта страна не испытыва­ла дефицита необходимых материалов, а ее пред­приятия не разрушались в ходе военных действий против Японии и Германии.

Оказалось, что конструкцию корпусов надо пре­дельно упростить и удешевить, а еще надо научить­ся использовать всякого рода заменители для дефи­цитных материалов и комплектующих изделий. Так, недостаточное производство мощных двигателей се­рьезно ограничило число достроенных катеров и не­редко вынуждало строить тихоходные суда.

Затянувшаяся война, жестокие кровопролитные бои, невероятно возросшая численность катеров со­здали большую проблему с комплектованием их подготовленным личным составом. Выяснилось, что только физически крепкие люди, с быстрой реакци­ей и с выносливостью выше средней, хорошо натре­нированные в применении разнообразных тактичес­ких приемов, способны успешно воевать и побеж­дать. Поэтому все флоты (за исключением советско­го и японского, где эту проблему игнорировали) срочно создали специальные учебные центры, с пре­подавателями из числа тех экипажей, которые про­шли полный курс обучения в мирное время и приоб­рели боевой опыт за первые месяцы войны.

Все также обнаружили, что катера выходят из строя гораздо быстрее, чем это ожидалось. Как лю­ди, так и материальная часть (т.е. экипажи, двигате­ли, оборудование, оружие, корпуса) столь часто под­вергались жесточайшим испытаниям, что только со­размерный отдых и своевременный ремонт поддер­живали их в боеспособном состоянии.

Слишком долгое пребывание на борту катеров, очень мало пригодных для этой цели, вело к быстро­му истощению сил. Поэтому экипажи катеров, точно так же, как летчиков и подводников, между боевыми походами отправляли в специальные дома отдыха или санатории. Как вариант, экипажи отдыхали на плавучих либо наземных передовых базах, где име­лись специально оборудованные помещения для полноценного отдыха, питания и лечения (лишь в СССР и в Японии, как известно, ничего подобного никогда не делали).

Очень часто целые эскадры оказывались небоес­пособными из-за нехватки горючего, боеприпасов, торпед или запасных частей. Кстати, все флоты убе­дились на собственном опыте, что наличие обшир­ных комплектов запасных частей гораздо важнее, чем универсальных ремонтных мастерских, требую­щих много места и много специалистов.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД