Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Опыт Второй Мировой войны. ч.5

Опыт Второй Мировой войны. ч.5

 

  Довоенные концепции исходили из того, что кате­ра в первую очередь будут атаковать и что самообо­рона является для них делом второстепенным. Одна­ко, начиная с 1941 года, британским и германским катерам то и дело приходилось защищаться друг от друга или от авиации, вместо того, чтобы выстрели­вать торпеды. Пришлось срочно усиливать артилле­рийское вооружение тех и других. При этом калибр их артиллерии был ограничен 37—40 мм, ибо только такие пушки обладали скорострельностью, доста­точной для отражения воздушных атак.

Вскоре выработалась следующая тактика артил­лерийского боя между катерами, состоявшая из че­тырех фаз: а) на большой скорости, часто меняя курс, приблизиться к противнику как можно ближе и выйти на позицию примерно в 500—700 метрах от него; б) сбросить скорость, чтобы обеспечить усло­вия для ведения прицельного артиллерийского ог­ня, то есть избегать ударов катера о волны, слишком крутого крена при смене курса и т.п.; в) быстро пода­вить экипаж и артиллерию противника мощным ог­нем из всех стволов; г) потопить или серьезно по­вредить вражеское судно врага артиллерийским ог­нем, тараном, взятием на абордаж с дальнейшим подрывом, торпедированием и т.п.

В плане тактики боя между катерами следовало решить вопрос, что предпочтительнее: пушки относи­тельно большого калибра (57—76 мм), чьи снаряды причиняют значительные разрушения, но редко по­падают в цель, или же скорострельные автоматы ка­либра 20—40 мм, чьи снаряды часто попадают в цель, но наносят меньший ущерб. Постепенно стало ясно, что использование крупнокалиберных пушек на ка­терах нерентабельно. Прицеливание очень сильно затрудняют бортовая и килевая качка, волнение мо­ря и удары о волны, а также вибрация корпуса, вы­званная работой силовой установки, что приводит к большему разбросу снарядов.

В то же время при стрельбе из автоматических пушек прицеливание ведется напрямую с помощью трассирующих снарядов. На близкой дистанции мно­жество разрывных, бронебойных и зажигательных снарядов, выпускаемых из таких автоматов, приво­дит к существенным повреждениям цели, несмотря на малую мощность каждого отдельного снаряда. Спаренные или счетверенные установки автоматиче­ских пушек в ближнем бою, бывало, буквально «рас­пиливали» судно противника.

Англичане быстро поняли, что катерные пушки любого калибра не могут причинить большому суд­ну такого ущерба, как всего одна торпеда. Это пони­мание привело их в 1942 году к созданию смешан­ных групп MGB и МТВ, действовавших против гер­манских конвоев. MGB пробивали бреши в их охра­нении, сквозь которые МТВ устремлялись в торпедную атаку. При этом опыт ряда таких опера­ций показал, что нередко именно MGB оказывались в положении, когда могли бы успешно выпустить торпеду, которой у них не было, а МТВ так и не смог­ли прорваться. И наоборот, МТВ натыкались на тако­го противника (например, катер-охотник), которого нельзя было атаковать торпедой. Стало ясно, что операции катеров столь непредсказуемы, что весьма затруднительно заранее четко распределить роли между ними. Вот почему в 1942—43 гг. англичане со­здали комбинированный катер MTB/MGB, повторив тем самым путь немцев и американцев. Итальянцы тоже пришли методом проб и ошибок к аналогич­ным выводам. Только советские моряки остались на своих прежних позициях, что в значительной мере объясняется полным отсутствием у них подобных си­туаций.

Создание улучшенных приборов наведения тор­пед на цель (магнитных, акустических, проводных) постепенно восстановило статус торпеды в качестве главного оружия катеров, тогда как роль артиллерии окончательно свелась лишь к самообороне.

Было признано, что эти суда, слишком уязвимые в длительном сражении, должны быть способны вы­вести из строя гораздо более мощного противника в кратчайшее время. А этого можно достичь только посредством торпед. В самом деле, если маленькое, легко уязвимое боевое судно не может поразить превосходящего его во всех отношениях противника одним ударом, то, стало быть, сама концепция при­менения таких судов ошибочна. В этом плане ракет­ные установки, которыми были вооружены некото­рые американские, германские и советские катера в 1944—45 гг., лет на десять опередили свое время.

В заключение процитируем последнего немецко­го командующего торпедными катерами, начальника FdS контр-адмирала Петерсона (Peterson):

«Скорость и дальность плавания, мореходные качества и смертоносные торпеды были решающи­ми факторами в дальнейшем развитии судов этого типа, все остальное имело мало значения».

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД