Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Новые подходы к строительству корпусов.

Новые подходы к строительству корпусов.

 

Постепенно торпедные катера приобрели доволь­но значительное водоизмещение: 100—200 тонн. Ка­тера менее 50 тонн (вроде катеров ГДР проекта 131) стали редким явлением. Тем не менее, разумный компромисс между габаритами и мореходными ка­чествами по-прежнему оставался актуальной про­блемой. Сложность ее можно понять, вспомнив, что за выражением «мореходные качества» скрывается целый ряд качеств, таких как остойчивость, непотоп­ляемость, маневренность, скорость, управляемость и других, обеспечивающих нормальную эксплуатацию корабля и эффективное использование его воору­жения в разных гидрометеорологических условиях.

Рост водоизмещения катеров позволил делить корпуса на 7—10 водонепроницаемых отсеков, при этом длина наибольшего из них (машинного от­деления) не превышала 5—8 м. Поэтому такие кате­ра могли оставаться на плаву, не переворачиваясь от ветра и высокой волны, при затоплении двух лю­бых смежных отсеков. На некоторых катерах часть отсеков заполняли материалами с высокой положи­тельной плавучестью — пенопластом и др.

Материалы. Вес корпуса любого катера состав­ляет 35—45% его водоизмещения. Поэтому судост­роители всегда стремились максимально облегчить все его элементы при сохранении надлежащей проч­ности. Отсюда поиск новых конструкционных мате­риалов, обладающих высокой удельной прочностью. Для изготовления корпуса и надстроек в послевоен­ный период широко применяли сталь, сплавы легких металлов, стеклопластик. Зачастую корпуса делали композитными, из разных материалов.

Но дерево все же не сдало своих позиций. Его главными достоинствами являются высокая удель­ная прочность, почти такая же, как у стали, и сравни­тельно низкий вес. Кроме того, деревянные корпуса практически не имеют магнитного поля и малозамет­ны для радиолокаторов. Недостатки деревянного материала — намокаемость, подверженность гние­нию и поражению древоточцами ныне легко устраня­ются конструктивными мерами.

Для деревянных катеров обычно применяют по­перечную систему набора корпуса, на подводную часть которого наносят стойкое защитное покрытие. Характеристики прочности конструкций возрастают при использовании клееной древесины и многослой­ной фанеры. Неизменной популярностью у судост­роителей пользуются красное дерево, дуб, вяз, оре­гонская сосна.

Добиться снижения веса корпуса позволяет ис­пользование композитных конструкций. При этом набор, переборки и надстройки выполняют из спла­вов, материалом для фундаментов двигателей и си­стем вооружения служит сталь, а обшивку корпуса и палубный настил изготавливают из дерева. Досто­инствами таких корпусов являются высокая проч­ность к местным нагрузкам, низкое электромагнит­ное поле, хорошая тепловая и звуковая изоляция.

Обводы корпуса. До войны торпедные катера строили с тремя типами обво­дов: реданные (английские, со­ветские), остроскулые с V-об­разными обводами (итальян­ские) и круглоскулые (немец­кие). После войны стали популярными корпуса с ком­бинированными обводами: круглоскулые в носовой части и остроскулые в корме, так как именно такие обводы поз­воляют сочетать хорошую мореходность с высокими хо­довыми качествами.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД