Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Дальность плавания. Силовые установки.

Дальность плавания. Силовые установки.

 

  Дальность плавания. За годы войны этот показа­тель достиг 700—800 миль. В 1970 годы катера могли уходить от своих баз уже на 1200—1500 миль. Как следст­вие, одновременно с ростом дальности плавания катеров повысилась их автоном­ность. У некоторых она составила 6—8 суток, за счет установок кондиционирования воздуха, систем отоп­ления и даже холодильников для продуктов.

Силовые установки. Торпедным катерам нужны надежные, простые в эксплуатации, а главное, экономичные двигатели. Именно поэтому на катерах постройки 1960—80-х гг. продолжали в основном использовать ди­зель-моторы, которые, хотя и не обеспечивали высоких скоростей, зато имели много других преимуществ.

Удельная масса дизель-мотора (т.е. доля его веса на одну л.с.) в 6—8 раз больше, чем у турбинного, но суммар­ный вес дизельной силовой установки вместе с запасом топлива превышает аналогич­ный показатель газовой тур­бины всего лишь на 15—20% при гораздо большей эконо­мичности дизелей.

Вот почему подавляющее большинство катеров попрежнему оснащали дизель­ными установками.

Другим достоинством дизельных моторов являет­ся небольшой расход воздуха — в 5 раз меньше, чем у газовой турбины. Между тем, значительный объем воздушных и выхлопных каналов у катеров с газо­турбинными установками затрудняет размещение прочего оборудования и вооружения. Кроме того, дизели позволяют реализовать выхлоп в воду, да и тепловая защита у них проще.

Наконец, обслуживание и ремонт дизелей можно с успехом производить в местах базирования силами личного состава самих катеров.

Энергетические установки послевоенных катеров создавались на основе высокооборотных, форсиро­ванных дизелей с турбонаддувом. Обычно они со­стояли из 3—4 дизелей, мощностью 2500—4500 л.с. каждый, работавших на 2—3 гребных вала через реверс-редукторные передачи. Передача служила для движения задним ходом и включалась гидравличес­кой муфтой.

513

Катера плавают, как правило, экономическим хо­дом, используя всего около 20% мощности силовой установки, что значительно увеличивает радиус дей­ствия. Максимальная скорость необходима только в бою, который занимает не более 3—5% общего вре­мени пребывания катера в море. В связи с этим фак­том получили определенное распространение ком­бинированные дизель-газотурбинные установки.

Такие установки можно разделить на два типа: а) с совместной работой дизелей и турбин; б) с раз­дельной работой. В силовых установках второго ти­па дизели работают только на экономическом ходу и выключаются после пуска турбин. Реализовать та­кую схему проще всего, поэтому она является наибо­лее распространенной. Иногда силовая установка состоит только из газовых турбин. Для больших ка­теров на подводных крыльях это наиболее предпо­чтительный вариант. В пользу газовой турбины гово­рят ее высокая агрегатная мощность и небольшая удельная масса.

Турбины катеров — авиационного типа, приспо­собленные к условиям работы на море. Их конструк­ция обязательно учитывает ударные нагрузки на кор­пус катера, возможность попадания морской воды в проточную часть турбины, большое количество пус­ков, возможность работы с неполной нагрузкой.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД