Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Катера проекта 183 (тип «Большевик»).

Катера проекта 183 (тип «Большевик»).

 

Основным типом совет­ского БТКА надолго стал ка­тер проекта 183, разработан­ного под руководством П.Г. Гойнкиса в ОКБ № 5 НКВД/МГБ (в «шарашке»).

Он имел несколько прото­типов. Хорошие мореходные качества и значительную дальность плавания «Боль­шевик» унаследовал от экспе­риментального СТК-ДД, а вы­сокую скорость и мощное во­оружение — от американских «элко», «ХИГГИНСОВ» и «восперов».

Установка двух спаренных 25-мм универсальных автома­тов потребовала увеличения габаритов остроскулого кор­пуса катера.

Корпус был разделен на 8 отсеков: 1) форпик; 2) кубрик экипажа; 3) камбуз; 4) каюты офицеров и бытовые помеще­ния; 5) первый дизельный от­сек; 6) второй дизельный от­сек; 7) топливные цистерны; 8) рулевые механизмы и арт- погреб. Впервые в СССР во­доизмещение серийного ка­тера превысило 60 тонн.

Четырехвальная энергети­ческая установка использова­ла 12-цилиндровые дизели марки М-50Ф. 

523

 

Но в эксплуатации они по­казали себя ненадежными, хотя и позволяли катеру раз­вивать скорость до 44 узлов. Особенно часто дизели «ба­рахлили» при реверсирова­нии. Ситуация изменилась только после разработки новой методики стендовой проверки дизельных двига­телей, которая позволяла своевременно обнаружи­вать и устранять производственные дефекты. 

521

Катера проекта 183

 

Прототип катера проекта 183 построила верфь № 5 (бывший катерный завод НКВД) в Ленинграде. Он был предъявлен к испытаниям 31 октября 1949 года. В ходе его испытаний впервые проявились мно­гочисленные недостатки дизелей М-50. Но заменить их более совершенными удалось лишь в 1954 году.

 

522

Поперечные сечения катера проекта 183

524

Катера проекта 183.

 

Однако серийное производство началось только через три года (в 1952 году). Оно продолжалось до 1960 года. Его вели три судостроительных завода: № 5 в Ленинграде; № 602 во Владивостоке; № 640 в Сосновке на Волге.

Водоизмещение: стан­дартное 56 т; нормальное 61,5 т; полное 66,5 т. Размеры корпуса: 25,5 х 6,24 х 1,24 м. Дизели (М-50Ф) 4 х 1200 л.с.; 4 гребных вала; скорость 43,5 узла; запас топлива 7,2 т; дальность плавания 600 миль на 33 узлах (1000 миль на 14 узлах); экипаж 14 человек (в том числе 2 офицера); авто­номность 5 суток.

Вооружение: 2—533-мм трубных ТА, 4—25-мм автома­та 2М-3 или 2М-ЗМ (2 спарен­ные установки; общий бое­комплект 4000 снарядов); 8 больших глубинных бомб ББ-1; РЛС опознавания «Фа­кел», РЛС обнаружения «Зарница» (с 1955 года — РЛС «Никель-К» и «Рея»), от­ветчик «Хром-К». 

525

Катер проекта 183 в учебной атаке.

 

Всего были построены 674 катера с таким корпусом и си­ловой установкой, не считая прототипа, но 226 из них не являлись торпедными (60 ка­теров пр. 183-Ц, 52 пр. 199, 114 пр. 183Е и Р). Собственно торпедными можно считать 448 катеров.

Впрочем, данные,которые приводят различные источни­ки, существенно различаются между собой. Так, в пятом то­ме «Истории отечественного судостроения» указана об­щая цифра 614 единиц.

Это 388 торпедных кате­ров (361 пр. 183; 1 пр. 183-Т; 25 пр. 183-ТК; 1 пр. 183-У); 60 катеров-целей (пр. 183-Ц); 52 катера-охотника (пр. 199); 114 ракетных катеров (2 пр. 183-Е и 112 пр. 183-Р).

А.С. Павлов в своем спра­вочнике «Боевые корабли СССР и России 1945—1995» приводит общую цифру 660 единиц всех модификаций.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД