Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Спортивные катера с двигателями внутреннего сгорания

Спортивные катера с двигателями внутреннего сгорания

 

Датой рождения двигателя внутреннего сгорания (ДВС) можно считать 1823 год, когда англичанин Сэ­мюэл Браун (Samuel Brown) взял патент на мотор, рабочим телом которого служил светильный газ.

На следующий год он оснастил двухцилиндровым мотором, мощностью 4 лошадиные силы, четырех­колесный экипаж, на котором разъезжал в окрестно­стях Лондона. В 1827 году Браун установил этот же мотор на прогулочную лодку и успешно плавал по Темзе.

За период до 1860 года в разных странах были запатентованы либо построены несколько десятков различных образцов моторов, работавших на све­тильном газе. Однако ни один из них не имел ком­мерческого успеха. Лишь в 1860 году французский инженер Этьен Ленуар (Etienne Lenoir) создал ДВС мощностью 12 «лошадей», с КПД 5%. Хотя этот по­казатель не превышал КПД паровых машин, мотор Ленуара выгодно отличался от них малогабаритностью, отсутствием парового котла и топки, быстротой и легкостью приведения в действие. К тому же он оказался надежным в эксплуатации.

К 1866 году немецкие изобретатели Николай-Ав­густ Отто (Nicolaus-August Otto) и Евгений Ланген (Eugene Langen) сконструировали газовый мотор с КПД 15%. Он стал первым по-настоящему работоспособным двигателем внутреннего сгорания. Трое­кратное превосходсто над мотором Ленуара способ­ствовало тому, что мотор Отто-Лангена очень быст­ро завоевал всеобщее признание. За десять лет От­то построил на своем заводе в Дейтце, неподалеку от Кёльна, свыше пяти тысяч таких двигателей.

В 1859 году в США впервые получили из нефти керосин. Но прошло еще 15 лет до того момента, ко­гда американец Джордж Брайтон (George Brayton) взял патент на первый в мире карбюраторный мо­тор. Этот аппарат готовил смесь воздуха с кероси­ном вне рабочего цилиндра, а затем впрыскивал ее в цилиндр, где происходило воспламенение от элек­трической искры. Тем самым был открыт путь для перевода ДВС с газа на жидкое топливо.

В 1883 году на паровых катерах впервые исполь­зовали в качества топлива для котлов керосин и бо­лее тяжелые виды нефтяного топлива (с подогревом перед впрыскиванием), а немец Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler) тогда же создал свой первый керо­синовый мотор с карбюратором. В то время Даймлер был техническим директором завода Отто в Дейтце, но вскоре у него появился компаньон Бенц (Benz). Несколько позже, в 1889 году, они открыли собственный завод по производству моторов и авто­мобилей — знаменитый «Даймлер-Бенц».

Уже в 1886 году Даймлер установил одноцилинд­ровый мотор мощностью 2 л.с. на 19-футовую (5,8 м) лодку. С одиннадцатью пассажирами она ходила во Франкфурте по реке Майн со скоростью 5,5 узлов (10,2 км/час). Вслед за Даймлером многие изобре­татели в Великобритании, Франции, США, Италии, Австрии и других странах начали выпускать карбю­раторные ДВС своей собственной конструкции

Параллельно керосиновым моторам, разрабаты­вались ДВС, работавшие на спирте, парафине или других видах жидкого топлива. Например, в 1888 го­ду в США был построен катер с мотором Кертинга, работавшим на смеси нефти с керосином и лигрои­ном (naphta-fuel). Долгое время такой двигатель яв­лялся своего рода промежуточным звеном между паровым двигателем и карбюраторным мотором. Довольно сложный в устройстве и опасный в эксплу­атации, он имел два важных достоинства: хорошо переносил резкие изменения нагрузки и мог давать обратный ход.

В 1898 году катер с мотором Кертинга, работав­шим на «naphta-fuel», выиграл международные гон­ки моторных катеров в Париже, но уже через два года эти же гонки выиграл катер с бензиновым кар­бюраторным мотором. К 1900 году бензиновые карбюраторные моторы прочно утвердились на спортивных катерах, вытеснив все иные.

Первые в истории состязания катеров с двигате­лями внутреннего сгорания устроил в 1889 году на Сене в Париже французский клуб «Cercle de la Voile» (Парусный кружок).

В 1902 году были созданы спортивные организа­ции гонщиков на моторных катерах: «Marine Motor Association» в Великобритании; «American Power Boat Association» в США; «Automobile Club de France» во Франции, за ними последовал герман­ский «Deutscshe Automobilclub».

 

67

Гоночный катер 1910-х гг.

 

В том же году в Берлине состоялась первая меж­дународная выставка моторных спортивных катеров. Наибольший интерес среди выставленных моделей вызвали две: 1,3-тонный катер с мотором Даймлера мощностью 44 л.с., который развивал скорость 18 узлов, и катер с винтом конструкции графа Цеппели­на и с мотором мощностью 12 л.с., который развивал 7,5  узлов.

В 1903 году англичанин Альфред Хармсворт уч­редил ежегодные международные соревнования «British International Trophy» и представил публике свой призовой кубок (Harmsworth Cup), за который спортсмены сражались в течение нескольких десяти­летий.

 

  

68

Гоночный катер Торникрофта «Miranda-IV» (1910 г.) — прототип знаменитых «СМВ»

   

В июне того же года на состязаниях в Квинстауне (Ирландия) его завоевал британский 40-футовый (12,2 м) стальной килевой катер «Napier-I», развив­ший скорость 18,9 узлов при мощности двигателя 65 л.с. Сам катер построила фирма Ярроу, тогда как мотор был фирмы «Нэпир».

На этих первых гонках у него были только два со­перника — «Durendal» и «Scolopendra». Первый из них являлся детищем фирмы «S.E. Saunders», вто­рой катер построил Торникрофт. Но уже в 1904 году на состязаниях в Соленто (Италия), на дистанции 7,5  миль за кубок Хармсворта боролись гонщики из пяти стран. Победителем стал 30-футовый (9,1 м)французский катер «Trefle-a-Quatre» (Трефовая Чет­верка), развивший скорость 23 узла. Второе место занял 35-футовый (10,7 м) британский «Napier Minor», чья скорость была на три узла меньше.

В том же 1904 году был учрежден британский еженедельник «The Motor Boat», быстро получив­ший большую популярность в Европе и Северной Америке.

Француз Кампе (Campet) в 1905 году построил первый настоящий глиссер (скользящий катер). По этому поводу он написал молодому инженеру Гансу Техелю (Techel), ставшему позже конструктором гер­манских подводных лодок:

«Если возможно строитель­ство больших моторных кате­ров, которые показывают хо­рошие результаты, то также возможно использование ско­ростных моторных катеров в качестве торпедных судов прибрежных сил».

В 1906 году немецкий инженер Отто Люрсен (Otto Luerssen) построил гоночный катер «Donner­wetter» («Черт побери!») с округлым днищем. Его габариты были 8 х 1,5 х 0,9 м; четырехцилиндровый мотор Даймлера мощностью 20 л.с. обеспечил ему скорость 16,5 узлов.

 

69

Гоночный катер Люрсена «Donnerwetter» (1906 г.)

 

Далее мы подробно рассмотрим торпедные ка­тера этой фирмы, а пока скажем, что в 1875 году ее учредил в Фегезаке, пригороде Бремена на реке Везер, инженер и предприниматель Фридрих Люрсен, отец Отто.

В 1907 году был учрежден немецкий «Motor-Yacht-Verband», а все ведущие яхт-клубы Германии, Великобритании, Франции, Голландии и Швеции об­разовали международный со­юз. Были опубликованы пра­вила состязаний, которые, ес­тественно, время от времени менялись.

Американцы в том же году выиграли «Harmsworth Сир» в Монако на катере «Dixie-ll». Его средняя скорость на дис­танции составила 27,5 узлов, но корпус был настолько об­легчен, что катер отчаянно протекал. Просачивающуюся воду откачивал специальный автоматический насос.

Итак, первые двигатели внутреннего сгорания долгое время тоже не подходили для катеров. Если они были относительно легкими, то маломощными и с малым числом оборотов. А мощные скоростные имели слишком большую массу. Положение дел из­менилось лишь к 1908 году в связи с появлением авиационных моторов.

Как известно, проблема соотношения габаритов, массы, мощности и числа оборотов имела для авиа­ции еще большее значение, чем для катеров.

В 1908 году француз Телье (Tellier) построил пер­вый реданный катер «Rapiere-Ш». Мотор мощностью 120 л.с. обеспечил ему скорость 31,3 узла (58 км/час).

Для улучшения обводов корпусов Отто Люрсен вместе с двоюродным братом Карлом Фертенсом (Karl Vertens) построил свой собственный испыта­тельный бассейн. Научный подход дал хороший ре­зультат. В 1910 году спроектированный Фертенсом и построенный Люрсеном катер «Daimler-II» с мото­ром Даймлера выиграл кубок на Боденском озере.

 

70

Гоночный катер «Daimler-ll» (1910 г.)

 

В том же году «Miranda-IV», гоночный катер-глис­сер с одним реданом (1,27 т; 7,9 х 1,8 м; мотор «Thornycroft» мощностью 120 л.с.), спроектирован­ный и построенный Торникрофтом, развил на Темзе скорость около 35 узлов. Именно он послужил про­тотипом британских торпедных катеров во время Первой мировой войны.

Но главную роль в завоевании популярности ре­данными катерами сыграл знаменитый «Pioneer», построенный фирмой «Saunders» в 1910 году*. Он имел длину 40 футов (12,2 м), наибольшую ширину 6 футов 6 дюймов (2 м), водоизмещение 4,1 тонны, мотор фирмы «Wolseley» мощностью 360 л.с. обес­печивал ему ход до 40 узлов!

* Сондерс учредил свою фирму еще в 1870 году. Он прославился многими быстроходными катерами и яхта­ми, как с паровыми двигателями, так и с ДВС. Впервые он установил мотор Даймлера на одной из своих лодок еще в 1893 году. А свой первый глиссер Сондерс построил в 1908 году, лишь немного позже Телье.

 

71

Реданный катер «Pioneer» британской фирмы «Saunders» (1910 г.)

 

В апреле 1911 года немецкий катер «Daimler-II», переименованный в «Saurer-Lurssen», выиграл «Prix de Nations» на соревнованиях в Монако. Этот катер длиной 8,5 метров с мотором фирмы «Даймлер- Бенц» мощностью 102 л.с. развивал среднюю ско­рость 33,1 узла, а максимальную — 38 узлов. В том же году американцы на «Dixie-IV» (400 л.с., 38,8 уз­лов) снова завоевали «Harmsworth Сuр».

Но в 1912 году «Harmsworth Сuр» выиграл англи­чанин Эдгар Маккей (Edgar Mackay) на 12-метровом глиссере «Maple Leaf IV» с пятью реданами (!) и с двумя двигателями фирмы «Austin» мощностью по 200 л.с. каждый. Этот катер спроектировал авиа­ционный конструктор Сопвит (Т.О. Sopwith), он раз­вивал скорость до 50 узлов! В следующем 1913 году Маккей удержал кубок на том же катере.

Вообще говоря, история гоночных катеров пери­ода 1904—1914 гг. чрезвычайно интересна. Она вполне заслуживает отдельного исследования. Но нас интересует лишь один ее аспект.

За указанное десятилетие были созданы и про­верены на практике различные варианты мощных высокооборотных двигателей внутреннего сгора­ния, а также килевых и реданных корпусов быстро­ходных катеров.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД