Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Югославские торпедные катера

Югославские торпедные катера

 

Согласно военной доктрине этого государства, флот должен был решать в основном задачи оборо­ны далматинского побережья и каботажного (при­брежного) судоходства. С этой целью в 1951—60 гг. югославские верфи построили большую серию (72 единицы) катеров типа 108.

Основой для проекта послужили 78-футовые ка­тера «Higgins», переданные англичанами в середине 1944 года югославскому флоту на Мальте — РТ-201, 204, 207—209, 211, 213, 217. Точнее, один из них, севший на мель в 1946 году и получивший серьез­ные повреждения корпуса.

Югославские инженеры разобрали его до по­следнего винтика и взяли за основу. Разработанный ими проект получил обозначение С-61. Неофициаль­но его называли «Югославский Хиггинс».

По обозначению головного катера серии он так­же известен как «тип 108». 

 

 

Тип ТС-108

 

В 1950—57 гг. верфь «Гре­бен» на острове Корчула по­строила 72 катера данного ти­па: ТС-108—179.

Водоизмещение 37 (43) тонн; размеры 23,77 (21,5 по ВЛ) х 6 х 1,3 м. Набор алюми­ниевый, обшивка корпуса де­ревянная. Бензиновые мото­ры (Packard) 3 х 1350 л.с.; 3 гребных вала; максималь­ная скорость 37,8 узла; запас бензина 8000 литров; дальность плавания 170 миль на 35 узлах, либо 380 миль на 24 узлах; экипаж 17 человек (в том числе два офицера и трое старшин).

Вооружение: 2—457-мм трубных ТА, 1—40-мм авто­мат «Bofors», 2—20-мм авто­мата «Hispano-Suiza» или 2—12,7-мм пулемета. Первые катера серии (ТС-108—152) не имели радаров, позже их ус­тановили на тех, которые яв­лялись флагманами групп. Начиная с ТС-153, все катера получали радары «Decca».

 

558

Югославский катер типа «Higgins» ТС-101 (б. РТ-201).

559

Катера типа «108» первой серии (без радиолокаторов).

 

Шесть катеров этого типа в 1956 году продали Египту (ТС-173, 175-179); два - Эфиопии в 1960 году (ТС-134,135); два — Камбодже в 1964 году (ТС-110, 138; оба пото­пила авиация США в 1975 г.); шесть — Судану в 1970; три — Кипру в 1971 году. Итого — 19 единиц.

В 1963—65 гг. 18 катеров типа ТС-108 югославы превратили в канонерки (тип 158). Это катера Т С-128, 132, 146, 154, 155, 157-162, 164, 165, 168—171, 174. При этом торпедные аппараты демон­тировали, а вместо них установили вторую 40-мм пушку. Остальные катера в течение 1970—79 гг. бы­ли разоружены и проданы в частное владение либо на слом.

Но и артиллерийские катера к настоящему време­ни уже разоружены, списаны и проданы. 

560

Артиллерийский катер ТОР-174 (б. ТС-108)

561

Торпедный катер ТС-162 типа 108.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД