Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Австрийский торпедный катер на воздушной подушке (1915 г.)

Австрийский торпедный катер на воздушной подушке (1915 г.)

 

26 марта 1915 года лейтенант австро-венгерского флота Дагоберт фон Мюллер-Томамюль (Dagobert von Muller-Thomamuehl), служивший на минонос­це «60Т», представил командованию проект глиссе- рас корпусом длиной 16 м, шириной 8 м, водоизме­щением 12,25 т, с тремя двигателями мощностью по 120 л.с., работающими натри вала.

Главной «изюминкой» этого проекта был распо­ложенный впереди вентилятор, работавший от мото­ра мощностью 65 л.с. (7,5 кубометров воздуха в се­кунду), который поддувал воздух под плоское днище корпуса в пространство между двумя килями, созда­вая там воздушную подушку. По мысли изобретателя, она приподнимет катер, увеличив его способность к скольже­нию, а также снизит площадь погруженной в воду поверх­ности, следовательно, и со­противление трения.

Саму идею уменьшения трения плоскодонных судов путем нагнетания воздуха че­рез прорези в днище фран­цуз, доктор Гюстав Лаваль (Gustave Laval), предложил еще в 1883 году. Ее довольно часто использовали в кон­струкциях гоночных катеров. Но Мюллер-Томамюль пер­вым попытался использовать принцип воздушной подушки.

87

Вооружить катер он пред­полагал четырьмя трубными торпедными аппаратами, по­парно подвешенными на спе­циальных кронштейнах за бортами, и стреляющими вперед. По проекту, катер развивал скорость 32 уз­ла, обладал дальностью плавания 350 миль.

В апреле 1915 года командование решило по­строить экспериментальный катер, базирующийся на идеях Мюллера-Томамюля, но с существенными изменениями. Теперь это был катер с плоскодонным реданным корпусом (13 х 4 х 0,4 м) и четырьмя авиа­моторами «Austro-Daimler» по 120 л.с. Он имел два гребных вала, на каждый из которых через цепную передачу работали два двигателя. Валы располага­лись под углом в 5 градусов. Еще один мотор «Austro-Daimler» мощностью 65 л.с. вращал воздуш­ный вентилятор. Расчетная дальность плавания на 30 узлах составила 120 миль. Вооружение: две 450-мм торпеды, пускаемые с кормы, один 8-мм пу­лемет и три малые глубинные бомбы (по 6 кг). Эки­паж 5 человек.

Строительство катера началось 17 июня 1915 го­да, спуск на воду состоялся 2 сентября, а уже 3 октя­бря начались испытания, которые продолжались целый год.

 

88

Катер Мюллера-Томамюля на ходовых испытаниях (1915 г.)

В отчете об испытаниях, датированном 13 сентя­бря 1916 года, сказано, что при водоизмещении 6,5 тонн, с запасом бензина 650 кг, катер развивал 32,6 узла при работающем вентиляторе и 31,9 узла при отключенном. Было ясно, что мощность вентилятора недо­статочна для подъема 6,5-тонного судна. Тем более ее не хватало бы при полном во­доизмещении 7,6 тонны. Между тем стоимость катера более чем в три раза превзо­шла первоначальную смету и достигла 36 тысяч крон.

20 октября 1916 года при­емная комиссия флота реши­ла законсервировать катер в арсенале в Поле. По ее мне­нию, боевое использование катера исключали такие фак­торы, как скверная мореход­ность, плохая маневренность, малая дальность плавания, слишком сильный шум мото­ров, неудовлетворительная система пуска торпед.

Но если судить объектив­но, такое решение выглядит странным. Ведь сам Мюллер- Томамюль заранее указал, что его катер можно исполь­зовать лишь при силе ветра не более 3 баллов. В этом плане он ничем не уступал катерам- глиссерам других стран.

 89

Боковая проекция катера Мюллера-Томамюля89.bmp

 

90

Катер Мюллера-Томамюля (1915 г.)

 

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД