Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Совершенствование торпед Уайтхеда

Совершенствование торпед Уайтхеда

 

Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. торпеды применяли обе стороны. Всего за время войны японские корабли разных классов выпустили 238 торпед (миноносцы — 223, паровые торпедные катера — 5, крупные корабли — 10). Из них 66 тор­пед были выпущены по неподвижным целям (9 попа­даний, или 13,6%), а 172 по движущимся целям (10 попаданий, или 5,8%).

Японские торпеды потопили 4 броненосца (ранее поврежденные артиллерийским огнем), 3 крейсера и 1 миноносец, нанесли повреждения еще 3 броне­носцам, 1 крейсеру, 2 миноносцам.

Русские выпустили 25 торпед (миноносцы — 17, торпедные катера — 4, крупные корабли — 4), из ко­торых попали в цель 9 (36% попаданий). Они потопи­ли 5 пароходов, повредили еще 2 миноносца и 2 па­рохода (все — стоявшие на якоре без движения).

Обе стороны производили только одиночные пу­ски торпед с дистанций в диапазоне от 1,5 до 11 ка­бельтов (278—2037 м).

Таким образом, эта война показала, что самодвижущиеся торпеды — достаточно грозное оружие. Но требовалось значительно улучшить его качества: повы­сить точность попадания в цель, увеличить скорость и дальность хода, усилить по­ражающие возможности.

Что касается точности, то еще в 1894 году австрийский механик Людвиг Обри, кото­рый в 1883—85 гг. работал на заводе Уайтхеда в Фиуме, изобрел пружинный гирос­коп. Менее чем за полсекун­ды он побуждал волчок со­вершать 2400 об/мин.

Испытывались и другие гироскопы: Казеловского (фирма «Шварцкопф»), Петровича (фирма «Уайтхед»). Но прибор Обри оказался наилучшим. В 1897 году Уайтхед купил у него патент и стал осна­щать этим прибором свои торпеды. Постепенно ги­роскоп совершенствовался. Главное изменение за­ключалось в замене пружинного привода волчка на воздушный — струей сжатого воздуха.

Благодаря гироскопу, точность хода торпеды ста­ли считать удовлетворительной, если отклонение от цели не превышало один процент от пройденной ди­станции. На дистанции 1,5 кабельтова (278 м) это 2,4  м; 5 кабельтов (926 м) — 9,3 м; 11 кабельтов (2037 м) — 20,4 м.

Если же говорить об усилении мощности двигате­ля, то в разных странах уже давно предпринимались попытки замены, либо улучшения пневматического мотора. Основным направлением поиска стали экс­перименты по созданию теплового двигателя. Патен­ты на подогревательные аппараты для торпед взяли немецкий полковник фон Шелих (1875 г.), англича­нин Джонсон (1882 г.), американцы Максим (1889 г.) и Левит (1890 г.), русский лейтенант И.И. Назаров (1899 г.), англичанин доктор Содо из фирмы «Арм­стронг-Виккерс» и ряд других изобретателей.

Общий принцип теплового двигателя таков. На­до: а) предварительно подогревать сжатый воздух перед подачей в мотор путем сжигания в нем топли­ва (спирта либо керосина); б) одновременно с этим впрыскивать в камеру сгорания пресную воду. В ре­зультате увеличивается масса рабочего тела, значи­тельно снижается расход воздуха, мощность двига­теля увеличивается в 3—5 раз. Соответственно, воз­растают скорость и дальность хода.

Первая торпеда с сухим подогревом воздуха бы­ла выпущена в 1908 году. Но с 1912 года рабочим те­лом машины торпеды стал парогаз, получаемый пу­тем впрыска воды в подогревательный аппарат. По­ явление же в начале XX века стали высокой прочно­сти позволило значительно увеличить давление воздуха в резервуаре торпеды.

Для примера сравним две русские 457-мм торпе­ды. Торпеда выпуска 1904 г. на 32 узлах проходила 1 км; на 25 узлах — 2 км; на 20 узлах — 3 км. Масса торпеды составляла 655 кг, в том числе 70 кг ВВ. Воздух содержался в резервуаре объемом 329 литров под давлением до 150 атмосфер. Двигатель имел 4 рабочих цилиндра.

457-мм торпеда выпуска 1912 года проходила уже 3 км на 39 узлах, либо 6 км на 29 узлах. При об­щей массе 810 кг она несла 116 кг ВВ. При этом ём­кость воздушного резервуара осталась прежней — 329 литров. Вот что дал переход на подогрев парога­зовой смеси!

 

91

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД