Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Италия. Первые торпедные катера

Италия. Первые торпедные катера

На испытаниях MAS-1 и MAS-2 показали себя не лучшим образом. Из-за увеличения водоизмещения скорость оказалась существенно меньше проектной. Кроме того, размещение на корме коротких катеров (15 м) двух 450-мм торпед типа А68 (длина 4,45 м) создало немало проблем с остойчивостью, диффе­рентом и пространством для людей. И вообще, пуск торпед с кормы оказался весьма проблематичным.

  В феврале 1915 года венецианская фирма SVAN (Societa Veneziana Automobili Navali) представила проект моторного торпедного катера, разработан­ный ее владельцем, инженером Аттилио Бизио (Attilio Bisio).

Этот катер (водоизмещение 7,6 т; размеры 15 х х 2,5 м) должен был иметь четыре мотора по 100 л.с. каждый, работающие на два гребных вала. Предпо­лагалось, что он будет разви­вать скорость 30 узлов и об­ладать дальностью плавания 120 миль, а при усиленном запасе топлива — даже 200 миль. Вооружение — две 450-мм торпеды бортового сброса и 37-мм пушка. Эки­паж 4 человека. Как видим, своими размерами и силовой установкой он поразительно напоминал «Maccia-Marchini».

После изучения эскизного проекта и внесения в него ря­да изменений, предложенных моряками, 5 марта 1915 года- фирма SVAN получила от флота заказ на два катера. Им присвоили обозначение MAS (Motobarca Armata о Siluranti). Первый катер сле­довало сдать к 30 июня, вто­рой — к 15 июля.

Чтобы удовлетворить до­полнительные требования моряков, выставленные уже после подписания контракта, пришлось увеличить размеры и водоизмещение, а четыре мотора по 100 л.с. заменить двумя по 220 л.с.

Ими стали шестицилинд­ровые бензиновые авиацион­ные моторы типа L56 фирмы «Isotta-Fraschini», переделан­ные для использования на мо­ре (1200 об/мин, вес 700 кг, средний расход топлива 70,4 кг в час).


93

Катер MAS-2 с торпедами бортового сброса (фото 1918 г.)


94.1

Катер MAS-1 с торпедами кормового сброса (фото 1917 г.)


Когда Италия 24 мая 1915 года вступила в войну на стороне Антанты, очень быстро возникла необхо­димость мобилизовать все сколько-нибудь подходя­щие суда для защиты коммерческого судоходства от немецких и австро-венгерских подводных лодок, действовавших с баз в Адриатике. С этой целью ле­том 1915 года был создан CNVM (Corpo Nazionale Volontary Motonauti), или Добровольный Националь­ный Корпус Моторных Катеров. Однако его реальные возможности были крайне ограничены, даже если дело происходило в ближай­ших прибрежных водах или на рейдах портов. А все потому, что имевшиеся у него суда представляли со­бой маленькие, тихоходные гражданские моторные катера со скверными мореходными качествами.

Данное обстоятельство, а также разочарование результатами испытаний первых двух торпедных ка­теров, вынудило командование флота в середине но­ября 1915 года вооружить оба этих судна легкой ар­тиллерией и глубинными бомбами, чтобы использо­вать в качестве охотников за подводными лодками. Аббревиатура MAS сохранилась, но означала теперь «Motoscafi Anti-Somergibili» (моторные противоло­дочные катера).

Спустя три месяца, в январе 1916 года, было ре­шено переоборудовать MAS-1 и MAS-2 в малые бы­строходные минные заградители. Каждый из них приспособили для доставки четырех якорных мин типа «ВоИо». Кроме того, фирма SVAN предложила установить аккумуляторные батареи, от которых ра­ботал электромотор мощностью 5 л.с., с чьей помо­щью катер мог бесшумно подкрадываться к против­нику на скорости 5 узлов. В результате всех измене­ний водоизмещение снова увеличилось, теперь уже до 12,5 тонн, а скорость полного хода упала до 23,5 узлов.

Переделка завершилась лишь к концу 1916 года. После нескольких рейдов с целью постановки мин­ных заграждений, MAS-1 затонул в результате столкновения, происшедшего 25 апреля 1917 года, однако его быстро подняли из воды. Та же участь постигла 20 октября 1917 года MAS-2.

После этого их снова переделали в торпедные ка­тера. На MAS-1 вместо пушки и оборудования для постановки мин, смонтировали очень простое уст­ройство для пуска с кормы двух торпед типа А100. Оно было похоже на британский лотковый аппарат, но без механизма сброса. У итальянцев торпеды сползали в воду под действием собственного веса после того, как торпедист снимал стопор, а катер де­лал резкий рывок вперед.

С катера MAS-2 в ноябре 1917 — июне 1918 гг. тоже сняли пушку и минное оборудование, а вместо них смонтировали два бугельных аппарата для бор­тового сброса торпед, три 6,5-мм пулемета и пло­щадку для двух 2 глубинных бомб.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД