Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Италия. Катера типа MAS-3

 

В связи с войной флот нуждался в значительном числе малых противолодочных судов для охраны портов и каботажного судоходства от германских и австро-венгерских подводных лодок. Поэтому ко­мандование флота предприняло решительные шаги.

   Не дожидаясь результатов испытаний MAS-1 и 2, оно по­ручило фирме SVAN спроек­тировать противолодочный моторный катер, способный развивать скорость не менее 25 узлов, вооруженный одной 57-мм пушкой и глубинными бомбами, которое можно бы­ло сразу пустить в серию.

Фирма SVAN поспешно разработала проект плоско­донного остроскулого катера водоизмещением 4,8 т, с мо­тором мощностью 150 л.с. Однако флот отверг этот про­ект по той причине, что море­ходные качества такого суде­нышка были бы невысоки, а применение оружия в столь тесном объеме весьма за­труднительно.

После этого флот выдви­нул ряд конкретных требова­ний: а) крепкий корпус дли­ной около 15 метров, схожий с плоскодонным остроску­лым корпусом MAS-1; б) хорошая мореходность; в) мощный надежный мотор, обеспечивающий ско­рость не менее 25 узлов; г) запас топлива на 200 миль полным ходом. Вооружение: одна 57-мм пушка с сектором обстрела 360 градусов и солидным запа­сом снарядов, плюс два зенитных 6,5-мм пулемета и шесть глубинных бомб.

Однако вскоре вместо 57-мм пушки пришлось предпочесть 47-мм, поскольку первая оказалась слишком громоздкой. На корме предусмотрели уста­новку 16-кг противолодочного трала системы «Ginocchio» с опорами и кранбалкой.

После одобрения проекта, 16 июля 1915 года (всего через 7 недель после вступления Италии в вой­ну), фирма SVAN получила заказ на постройку в со­ответствии с ним 20-и деревянных катеров (MAS-3— 32) водоизмещением 9,25 т. Моторы были те же, что на MAS-1 (бензиновые авиационные L56 фирмы «Isotta-Fraschini»). Катера следовало спустить на во­ду до 25 декабря 1915 года.

 

95

Катер типа MAS-3 с торпедным вооружением (вверху) и с артиллерийским вооружением

 

Чтобы обеспечить выполнение контракта, власти мобилизовали на помощь SVAN другие венециан­ские верфи. Тем не менее, сроки спуска на воду вы­держать не удалось, флот принял все эти катера лишь к концу 1916 года.

Из-за многочисленных изменений и добавлений, проектное водоизмещение было превышено на 23% и составило 11,4 т. Проектной скорости тоже не уда­лось достичь, в частности, из-за увеличения водоиз­мещения. Скорость 21—22 узла, которую развивали первые катера серии, в конце концов удалось под­нять за счет конструктивных улучшений и установки других винтов, но все равно, самый быстрый из них (MAS-9) на испытаниях развил всего лишь 25,2 узла. И это в идеальных условиях, которые редко встреча­ются в реальной боевой обстановке.

Весной 1916 года, вскоре после того, как первый катер второй серии MAS-3 прошел ходовые испыта­ния, специалисты задумались: нельзя ли использо­вать хотя бы часть катеров этой серии в качестве тор­педных. В конце концов, до главных военно-морских баз австрийцев таких как Пола, Триест и Катарро, было рукой подать от итальянских баз Венеция и Градо.

Вместо кормовых торпедных аппаратов, исполь­зовавшихся на MAS-1 и MAS-2, была испытана сис­тема бортового сброса 450-мм торпед, которая раньше использовалась на торпедных паровых ка­терах для 356-мм торпед. Испытания прошли успеш­но, такую систему получили MAS-5 и MAS-7.

В ночь с 6 на 7 сентября 1916 года эти два катера вместе с миноносцами 34-PN и 38-PN атаковали су­да противника, стоявшие на рейде Дураццо (ныне албанский Дуррес) и потопили небольшой австрий­ский пароход «Lokrum» (924 брт). Это был первый в истории боевой успех моторных торпедных катеров.

 

96

Катер MAS-7 (фото 1916 г.).

 

Этот успех, а также результаты, полученные на маневрах, привели к тому, что командование флота приказало еще у нескольких катеров типа MAS-3 за­менить 47-мм пушки на две торпеды бортового сбро­са. Артиллерийские катера стали называть «саппопieri», торпедные — «siluranti».

Кроме того, первые же операции у вражеских бе­регов показали, что, несмотря на подводный выхлоп, авиационные моторы выдают присутствие катеров, их работа слышна на большом расстоянии, особен­но в ночной тиши. Между тем, любая попытка под покровом ночи проникнуть в охраняемые акватории заливов и гаваней для атак стоящих там судов, напрямую зависела от способности подкрадываться относительно бесшумно.

 97

После того как перепробовали множество аль­тернативных методов устранения шума, таких как специальные капоты, маты и глушители, решили, что лучший выход — оснастить катера электромотора­ми, хотя при этом увеличивался общий вес, да и сво­бодного места на катерах почти не было. С этой це­лью использовали электромоторы мощностью 5 л.с. миланской фирмы «Rognin-Balbo». На каждом кате­ре установили два таких мотора (280 об/мин), рабо­тавшие на один вал. Питались они от 25-элементных аккумуляторных батарей.

Электромоторы и батареи весили 1,5 тонны, но они дали катерам возможность 5 часов подряд идти на 4 узлах, то есть обеспечили дополнительные 20 миль почти бесшумного хода. Услышать звук этих моторов в воздухе можно было с расстояния всего лишь 50—100 метров, а в воде с помощью гидрофо­на не ближе 300—500 метров. После испытаний MAS-20, в конце 1916 — начале 1917 гг. электромо­торы получили и другие торпедные катера(в том чис­ле MAS-1 и MAS-2).

 

98

Торпеда в бугельном аппарате в положении «товсь»

 

Только итальянцы использовали электромоторы для бесшумного подкрадывания и они же первыми стали применять подводный выхлоп, что объясня­лось все той же необходимостью обеспечить как можно меньше шума возле вражеского побережья. Однако электромоторы и батареи к ним занимали много ценного места и увеличивали водоизмещение.

Наконец, боевые возможности катеров серьезно ограничивали маломощные взрывные заряды 450-мм пневматических торпед А68. Ввиду этого спе­циалисты флотилии MAS в Бриндизи разработали аппарат нового типа для 450-мм парогазовых тор­пед типа А110*. С его помощью торпеды можно бы­ло сбрасывать в воду с любого борта. В начале 1917 года 6 торпедных катеров (MAS-9, 13, 14, 15, 18, 20, 21, 22) получили новые аппараты.

В походном положении торпеды лежали на палу­бе катера, вдоль бортов, находясь при этом в специ­альных клещевидных захватах. Когда катер выхо­дил в атаку, «клещи» с помощью простейших шар­нирных рычагов перебрасывали торпеды через оба борта в позицию «товсь». Торпеды повисали над во­дой. В момент пуска «клещи» разжимались, позво­ляя торпеде упасть в воду; одновременно включался ее двигатель. Торпеда сама набирала ход, следуя по курсу катера.

Такие захваты (их обычно называют бугельными аппаратами) были очень просты по конструкции, за­нимали мало места и весили немного. Они позволя­ли производить торпедный залп на самом малом хо­ду и даже тогда, когда катер вообще не двигался.

Однако пуск торпед с их помощью был чреват ос­ложнениями. Поскольку начальный импульс движе­ния торпеде не сообщался, постольку малейшая за­держка с включением ее мотора могла привести к то­му, что торпеда просто тонула либо устремлялась по наклонной линии вниз и зарывалась в грунт. Кроме того, пуск только одной торпеды из двух вызывал значительный крен катера на другой борт.

Итальянцы также экспериментировали с британ­скими лотками в корме и с трубными торпедными аппаратами, но вплоть до Второй мировой войны ос­тавались верны системе бор­тового сброса. Видимо, они считали ее наиболее удобной и безопасной.

* Торпеда А68 образца 1905 г.: калибр 450 мм; длина 445 см; заряд ВВ 45 кг; даль­ность хода 3 км на скорости 34 узла.

Торпеда А110 образца 1913 г.: калибр 450 мм; длина 518 см; заряд ВВ 110 кг; даль­ность хода 2 км на скорости 38 узлов.

Под конец 1917 года кате­ра с бесшумными электро­двигателями MAS-9, 13 и 15 переделали таким образом, что они могли в случае необ­ходимости ставить четыре ми­ны типа «Воllо».

На артиллерийских кате­рах MAS-10 и MAS-12 наве­сили броню в самых уязви­мых местах (рулевое управле­ние и двигатель). Их достави­ли по железной дороге на озеро Гарда для поддержки наземных сил, а в мае 1918 года к ним присоединились MAS-17, MAS-20 и катер дру­гой серии MAS-203.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД