Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Италия. Катера типа MAS-53

 

14 августа 1916 года командование флота, при­ободренное успехами катеров типа MAS-3, заказало еще 10 таких же катеров фирме SVAN (MAS-53—62). Катер MAS-53 получил моторы «Isotta-Fraschini», остальные — американские моторы Стерлинга. Но, чтобы избежать упомянутых выше проблем, эти дви­гатели тоже снабдили коробкой передач.

Поскольку такие моторы имелись в наличии, а корпуса, оборудование и вооружение были почти такие же, как у MAS-3, первый катер новой серии удалось спустить уже 30 ноября 1916 года. Последу­ющие катера сходили со стапелей с интервалом де­сять дней.

Пока эти катера строились, флотские чины, обду­мывая пожелания и предложения моряков, занялись проверкой предложения фирмы «Orlando». Оно за­ключалось в увеличении ширины корпуса, чтобы по­ставить третий мотор и добиться тем самым увеличе­ния скорости. Были проведены сравнительные ис­пытания трех моделей: прежнего корпуса SVAN с двумя винтами, прежнего корпуса с тремя винтами и более широкого корпуса с тремя винтами.

В ходе этих испытаний катер с более широким корпусом и с тремя моторами развил скорость 27 узлов, несмотря на то, что его водоизмещение воз­росло до 12,4 т. Тогда под нажимом командующего флотом вице-адмирала Ревеля было принято реше­ние, согласно которому из 10 заказанных катеров только первые пять (MAS-53—57) построят по преж­нему проекту, а ширину корпусов остальных пяти (MAS-58—62) увеличат, чтобы можно было устано­вить три двигателя.

Однако ходовые испытания в январе 1917 года показали, что MAS-53 с моторами «Isotta-Fraschini» при 1200 об/мин развил скорость всего лишь 24,6 узла.

MAS-54—57, спущенные на воду в марте — мае 1917 года, получили менее мощные двигатели Стер­линга, и при 1300—1400 об/мин развивали не более 23—24 узлов.

Еще более разочаровывающими оказались ре­зультаты заводских испытаний MAS-58, первого ка­тера с более широким корпусом и тремя двигателя­ми: он развил всего лишь 25 узлов. Испытания еще раз подтвердили ту непро­стую истину, что использова­ние нескольких винтов может значительно снизить их об­щую эффективность.

Предложение увеличить скорость до желаемых 27 уз­лов путем изменения распо­ложения центрального вала и замены его винта другим, а моторов Стерлинга на дви­гатели «Isotta-Fraschini» бы­ло отвергнуто, так как флоту срочно требовались катера для конвойной службы. MAS-58 сдали флоту так, как построили — с тремя мотора­ми. Остальные четыре (MAS-59—62) получили два мотора Стерлинга, позволяв­шие им развивать 22—23 уз­ла, вполне достаточно для за­дач ПЛО.

Хотя эти 10 катеров проек­тировались в двух разных ва­риантах вооружения, все они вступили в строй как артилле­рийские, поскольку моторы Стерлинга, невзирая на все улучшения, все равно ос­тавались ненадежными. Торпедные атаки с такими двигателями были невозможны.

 101

 

Катер типа MAS-53

 

100

Катер MAS-53 (фото 1917 г.)

 

Катера MAS-63-90, 103-114, 233-252; 253— 302, 303—317, 327—376, 377—396 изначально были конвойными и противолодочными. Потому мы их здесь не рассматриваем.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД