Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Италия. Катера типов MAS-115 и MAS-140

Италия. Катера типов MAS-115 и MAS-140

 

В феврале 1917 года, по­скольку конца войне не было видно, командование флота решило заказать еще 100 ка­теров MAS: 12 противолодоч­ных по типу американских «Elco» (MAS-103-114); 63 ка­тера хорошо проверенного 12-тонного типа (MAS-140—202), и еще 25 (MAS-115-139) по новому проекту, ис­ключительно для ПЛО. По­следние были большего раз­мера, с округлым днищем, следовательно, с улучшенны­ми мореходными качествами. Их вооружили 76-мм пушкой.

Катера MAS-115—139 всту­пили в строй в 1918 году. Они развивали скорость в сред­нем 22 узла. Для торпед­ных — мало, для стороже­вых — вполне достаточно.

Что касается катеров 12-тонного типа (MAS-140—202), то моряки решили вер­нуться к хорошо проверенно­му корпусу SVAN, хотя упомя­нутые выше «быстрые» корпу­са Орландо MAS-91 — 102 то­же были неплохими.

Решающим доводом в пользу такого выбора послу­жил тот факт, что катера фирмы SVAN являлись доста­точно прочными, не требова­ли серьезной доработки, мог­ли строиться большими сери­ями, не говоря уже о том, что большинство их предполага­лось использовать в качестве «cannonieri», для которых скорость не имела особо­го значения.

 

105

Катер-охотник MAS-120 (фото 1918 г.)

 

Все же в проект внесли кое-какие изменения с учетом накопленного боевого опыта. Так, 47-мм пушку заменили более эффективной 57-мм, а в каче­стве двигателя стали использовать новый экономич­ный мотор «FIAT А12». Это был авиамотор, переде­ланный для нужд флота (6 цилиндров, мощность 240 л.с., потребление топлива 56 кг в час, передача заднего хода, электрический стартер).

Чтобы ускорить выпуск, заказ разместили на не­скольких малых верфях. Все рабочие чертежи и докумен­тацию должна была предос­тавить фирма SVAN, моторы и вооружение — флот. Зака­зы были распределены в мар­те — апреле 1917 года следу­ющим образом:

aMAS-140—157 на верфи «Maccia-Marchini» в Карато;

     б) MAS-158—165 на верфи «Picchiotti» в Лимит де Арно;

     в) MAS-166—175 на верфи «Gallinari» в Легорне;

     г) MAS-176—200 на верфи «Piaggio & Со» в Сиестри Поненте;

    д) MAS-201, 202 на верфи «Foggio & Agrett» в Легорне.

Все катера планировалось сдать флоту до конца 1917 года. Но ни одна верфь не уложилась в указанные ей сроки. Главными причинами опоздания стали перебои в поставках нужных материалов и нехватка квали­фицированных рабочих. Большинство катеров бы­ло сдано в 1918 году, а некоторые даже после войны (последние — в мае 1919 года).

Особые трудности возникли с двигателями. Еще в феврале 1917 года флот заказ фирме «FIAT» 180 моторов типа А12, но зафиксированная в контракте дата поставки первой партии (июнь 1917 года) явля­лась условной, поскольку приоритетом пользова­лись итальянские сухопутные силы, которые вместе с авиацией выгребали почти всю продукцию «Фиа­та». Поэтому, вопреки планам, на 14 катеров (MAS-140—142, 148-152, 158, 159, 164, 176-178) снова пришлось поставить моторы Стерлинга по 200 л.с.

Хотя все катера строились по одному проекту, имелись некоторые различия между судами, постро­енными на разных верфях, и эти различия сказыва­лись на скорости. В целом катера, оснащенные бо­лее мощными и легкими моторами А12, развивали 25—26 узлов (некоторые, например, MAS-168 даже 27 узлов), тогда как катера с моторами Стерлинга только 22—23.

В целом серия MAS-140—202 явилась успешной реализацией 12-тонного типа SVAN. Эти катера бы­ли достаточно быстроходными (кроме тех 14, что по­лучили моторы Стерлинга) и могли осуществлять торпедные атаки. Без торпед они вполне успешно решали задачи ПЛО.

В январе 1918 года в конструкцию строившихся катеров внесли ряд улучшений по опыту эксплуатации. Закрытый остекленный колпак для рулевого (ограничивавший обзор) заменили съемным пере­дним ветровым стеклом. Моторный отсек, напротив, полностью закрыли, чтобы лучше защитить моторы и электрооборудование от водных брызг. Число глу­бинных бомб уменьшили с 12-и до 6-и, чтобы облег­чить корму, а также упростить выпуск и прием проти­володочного трала.

 

106

Катер ПЛО типа MAS-140 (1918).

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД