Катера типа MAS-397 | Малый флот
Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Катера типа MAS-397

 

С самого начала всем было ясно, что для дости­жения скорости в 30 узлов нужны моторы, обладаю­щие большой мощностью, следовательно, и катер увеличенных размеров по сравнению со стандарт­ными 12-тонными катерами.

Такой катер, с одной стороны, должен был обла­дать возможностью скольжения, а с другой — иметь хорошие мореходные качества для плавания в Адри­атическом море в свежую погоду. В связи с этим неизбежно возникла и утвер­дилась идея остроскулого катера.

После испытаний на бук­сируемых моделях был одоб­рен проект фирмы «Bagli- etto».

1 декабря 1917 года с ней заключили контракт на по­стройку 4-х катеров «Tipo veloce Baglietto 1917» (Бальетто скоростной образца 1917 года), которым в марте 1918 года присвоили номера MAS-397—400.

Их деревянные 30-тонные корпуса (21,2 х 4,24 х 1,62 м) пять водонепроницаемых пе­реборок разделяли на шесть отсеков. Имелись три греб­ных вала.

Каждый из двух боковых валов вращали по два мотора «Isotta-Fraschini» L350 соеди­ненные тандемом, без пере­дачи обратного хода, переда­ющих вращательный момент через муфту сцепления. Со­единенные таким образом двигатели получили название «тип L700».

Они давали 1300—1400 об/мин и развивали мощ­ность до 800 л.с. Их исполь­зовали лишь во время атаки, тогда как маневрирование и крейсерский ход обеспечи­вал один мотор L250 мощнос­тью 250 л.с., работавший на центральный вал через редук­тор и коробку передач (с пе­редачей обратного хода).

Для достижения макси­мальной скорости объединя­лись усилия всех трех мото­ров суммарной мощностью 1850 л.с. Ожидалось, что пол­ный ход составит 33 узла. Крейсерская скорость при работе одного двигателя пла­нировалось в 7—8 узлов.

Запас горючего в шести баках составлял 250 литров бензина. Дальность плавания полным ходом была опреде­лена в 130 миль.

 

 

113

 

 

115

Катер типа MAS-397 (внизу — после модернизации в 1932 г.)

 

114

Спуск катера MAS-397 (1920 г.)

 

Для бесшумного подкрадывания имелись два электромотора «Rognini» мощностью по 5 л.с., рабо­тавшие на боковые валы. Питались они от 32-элементных батарей мощностью 600 ампер. На электро­моторах катер мог идти 5 часов на 4 узлах.

В отличие от предыдущих типов, данный проект не варьировал вооружение. Оно включало одну 76-мм пушку, один 6,5-мм пулемет, четыре 450-мм торпеды бортового сброса, два противолодочных трала (16-кг и 30-кг), четыре 50-кг глубинные бомбы. На первый взгляд, была обеспечена неплохая комби­нация артиллерийского и торпедного катеров, осо­бенно впечатляло наличие четырех торпед. Но при детальном знакомстве с проектом становилось яс­но, что катер перегружен и обладает плохой остой­чивостью. Все это стало результатом стремления Бальетто любой ценой превзойти своего конкурента SVAN.

Все четыре катера заложили в марте 1918 года, и к осени построили корпуса, однако война закончи­лась, когда успели доставить двигатели только для одного катера (MAS-397). Еще до начала сдаточных испытаний в декабре он получил тяжелое повреж­дение, требовавшее долгого ремонта, но уже резуль­таты первых ходовых испытания показали, что ого­воренной в контракте скорости 33 узла достичь не удастся.

Во время проведения ремонтных работ заодно внесли исправления — заменили винт, изменили дифферент. Но и после этого катер в 1920 году смог развить лишь 28,2 узла. 30 июля 1920 года флот ре­шил принять законченный MAS-397, а остальные (корпуса без моторов) сдать на хранение в арсенал в Специи.

В конце 1923 года верфь «Baglietto» предложила командованию флота решительно сократить воору­жение катера: вместо пушки поставить второй 6,5-мм пулемет, убрать две торпеды вместе с их оборудова­нием сброса, а также противолодочные тралы. Водо­измещение уменьшится и можно будет преодолеть 30-узловый барьер с имеющимися моторами.

Это предложение было одобрено, в начале 1924 года все четыре катера вернулись на верфь, где на­чалась их перестройка. Испытания подтвердили пра­вильность такого решения. Водоизмещение сократи­лось почти на три тонны, а катера развили 30 узлов.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД