Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Катера типа MAS-397

 

С самого начала всем было ясно, что для дости­жения скорости в 30 узлов нужны моторы, обладаю­щие большой мощностью, следовательно, и катер увеличенных размеров по сравнению со стандарт­ными 12-тонными катерами.

Такой катер, с одной стороны, должен был обла­дать возможностью скольжения, а с другой — иметь хорошие мореходные качества для плавания в Адри­атическом море в свежую погоду. В связи с этим неизбежно возникла и утвер­дилась идея остроскулого катера.

После испытаний на бук­сируемых моделях был одоб­рен проект фирмы «Bagli- etto».

1 декабря 1917 года с ней заключили контракт на по­стройку 4-х катеров «Tipo veloce Baglietto 1917» (Бальетто скоростной образца 1917 года), которым в марте 1918 года присвоили номера MAS-397—400.

Их деревянные 30-тонные корпуса (21,2 х 4,24 х 1,62 м) пять водонепроницаемых пе­реборок разделяли на шесть отсеков. Имелись три греб­ных вала.

Каждый из двух боковых валов вращали по два мотора «Isotta-Fraschini» L350 соеди­ненные тандемом, без пере­дачи обратного хода, переда­ющих вращательный момент через муфту сцепления. Со­единенные таким образом двигатели получили название «тип L700».

Они давали 1300—1400 об/мин и развивали мощ­ность до 800 л.с. Их исполь­зовали лишь во время атаки, тогда как маневрирование и крейсерский ход обеспечи­вал один мотор L250 мощнос­тью 250 л.с., работавший на центральный вал через редук­тор и коробку передач (с пе­редачей обратного хода).

Для достижения макси­мальной скорости объединя­лись усилия всех трех мото­ров суммарной мощностью 1850 л.с. Ожидалось, что пол­ный ход составит 33 узла. Крейсерская скорость при работе одного двигателя пла­нировалось в 7—8 узлов.

Запас горючего в шести баках составлял 250 литров бензина. Дальность плавания полным ходом была опреде­лена в 130 миль.

 

 

113

 

 

115

Катер типа MAS-397 (внизу — после модернизации в 1932 г.)

 

114

Спуск катера MAS-397 (1920 г.)

 

Для бесшумного подкрадывания имелись два электромотора «Rognini» мощностью по 5 л.с., рабо­тавшие на боковые валы. Питались они от 32-элементных батарей мощностью 600 ампер. На электро­моторах катер мог идти 5 часов на 4 узлах.

В отличие от предыдущих типов, данный проект не варьировал вооружение. Оно включало одну 76-мм пушку, один 6,5-мм пулемет, четыре 450-мм торпеды бортового сброса, два противолодочных трала (16-кг и 30-кг), четыре 50-кг глубинные бомбы. На первый взгляд, была обеспечена неплохая комби­нация артиллерийского и торпедного катеров, осо­бенно впечатляло наличие четырех торпед. Но при детальном знакомстве с проектом становилось яс­но, что катер перегружен и обладает плохой остой­чивостью. Все это стало результатом стремления Бальетто любой ценой превзойти своего конкурента SVAN.

Все четыре катера заложили в марте 1918 года, и к осени построили корпуса, однако война закончи­лась, когда успели доставить двигатели только для одного катера (MAS-397). Еще до начала сдаточных испытаний в декабре он получил тяжелое повреж­дение, требовавшее долгого ремонта, но уже резуль­таты первых ходовых испытания показали, что ого­воренной в контракте скорости 33 узла достичь не удастся.

Во время проведения ремонтных работ заодно внесли исправления — заменили винт, изменили дифферент. Но и после этого катер в 1920 году смог развить лишь 28,2 узла. 30 июля 1920 года флот ре­шил принять законченный MAS-397, а остальные (корпуса без моторов) сдать на хранение в арсенал в Специи.

В конце 1923 года верфь «Baglietto» предложила командованию флота решительно сократить воору­жение катера: вместо пушки поставить второй 6,5-мм пулемет, убрать две торпеды вместе с их оборудова­нием сброса, а также противолодочные тралы. Водо­измещение уменьшится и можно будет преодолеть 30-узловый барьер с имеющимися моторами.

Это предложение было одобрено, в начале 1924 года все четыре катера вернулись на верфь, где на­чалась их перестройка. Испытания подтвердили пра­вильность такого решения. Водоизмещение сократи­лось почти на три тонны, а катера развили 30 узлов.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД