Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Самодвижущие торпеды

Эволюция малых быстроходных боевых судов, именуемых торпедными катерами, самым тесным об­разом связана с эволюцией самодвижущейся торпе­ды — наступательного оружия нового типа, создан­ного англичанином Робертом Уайтхедом (1823— 1905).

Самая первая его торпеда, построенная в 1866 году, имела калибр 356 мм, длину 353 см, весила 136 кг и могла пройти 200 метров со средней скоро­стью 6 узлов. Торпеда Уайтхеда образца 1872 года проходила уже 400 метров на скорости 28 узлов, ли­бо 600 метров на скорости 24 узла и несла 30 кг взрывчатки.

12

Таким образом, самодвижущаяся торпеда пора­жала цель с достаточно большой дистанции и на вы­сокой скорости, а мощность ее заряда взрывчатки значительно превосходила мощность любого артил­лерийского снаряда. К тому же она наносила удар в незащищенную подводную часть судна, тогда как его надводную часть прикрывала броня. Поэтому са­модвижущаяся торпеда обещала стать весьма гроз­ным видом морского оружия.

Действительно, после русско-турецкой войны, на практике доказавшей боевые возможности тор­пед Уайтхеда, началось постепенное перевооруже­ние торпедных катеров и миноносок с шестовых и буксируемых торпед на метательные и самодвижу­щиеся торпеды.

Одной из любимых идей российских национал - патриотов является идея о безусловном и несомнен­ном приоритете отечественных (прежде всего — рус­ских) изобретателей над всеми прочими. Она впер­вые появилась еще тогда, когда «страною нашей вождь великий правил» (в смысле — товарищ Ста­лин). На волне борьбы с пресловутыми «космополи­тами» с конца 1940-х годов вошел в моду лозунг «Русские и советские гении первыми изобрели всё!»

Если мы откроем одно из подобных сочинений, то прочтем:

«Долгое время первенство в изобретении торпе­ды приписывалось иностранцу Уайтхеду. Это не со­ответствует исторической правде. В 1865 году, т.е. за год до того, как Уайтхед объявил об изобретении торпеды, талантливым русским изобретателем-самородком Иваном Федоровичем Александровским был представлен в Морское министерство проект самодвижущейся мины»*.

Хотел бы в данной связи отметить два факта. Во- первых, Уайтхед в 1866 году «не объявил об изобре­тении» торпеды, а провел практические испытания первого ее образца. Само изобретение (в смысле — расчеты и наброски) он сделал несколькими годами раньше. Между тем, существует «дистанция огром­ного размера» между всевозможными «прожекта­ми», изложенными на бумаге, и реально действую­щими техническими устройствами, воплощенными в металл.

Во-вторых, сам И.Ф. Александровский (1817— 1894) датировал свое изобретение более поздним сроком. Он вспоминал:

«Я в 1869 году представил адмиралу А.А. Попо­ву проект изобретенного мной торпедо, найденным им удобоисполнимым... и впоследствии чертежи бы­ли представлены великому князю Константину Ни­колаевичу»**.

Первый образец своей торпеды Александровский построил и испытал только в 1874 году — через 8 лет после Уайтхеда*. К тому времени Роберт Уайтхед уже продал патенты на производство пятого образ­ца своей торпеды (обратите внимание — пятая мо­дель!) морским ведомствам Австро-Венгрии, Вели­кобритании, Франции, Италии и Германии.

В чем у России действительно был приоритет, так это в успешном боевом применении торпеды Уайтхе­да. Именно за это, а также за разработку тактики действий паровых торпедных катеров Степана Оси­повича Макарова «уважают» все без исключения за­рубежные авторы, пишущие на данную тему. Больше из «гениев» русского флота они не знают никого.

   Делегация русского Морского ведомства, во гла­ве с контр-адмиралом И.А. Шестаковым, подписала контракт с заводом Уайтхеда 11 марта (26 февраля старого стиля) 1876 года на поставку торпед и обо­рудования к ним. По этому контракту завод обязы­вался поставить в 1876 году 20 торпед; в 1877 го­ду — 55 торпед; в 1878 году — 25 торпед, а всего 100 штук, по цене 400 фунтов стерлингов за каждую.

Их ТТД по условиям контракта были таковы: дли­на — 585 см; диаметр — 38,3 см; вес — 350 кг; заряд ВВ — 80 фунтов (36,3 кг) жидкого пироксилина; дальность хода — 600 футов (183 м) на 20 узлах (37 км/час); 2500 футов (762 м) на 16,5 узлах (30,6 км/час) либо 6000 футов (1,82 км) на 8,5 узлах (15,7 км/час).

В 1878 году Кронштадтские минные мастерские и Обуховский завод начали производство таких же торпед по чертежам, купленным у Уайтхеда. В 1883 году к ним присоединился завод Лесснера в Санкт- Петербурге***.

 * Лупач B.C. «Русский флот — колыбель величайших открытий и изобретений». Москва, 1952, с. 159.

** Торпеда Александровского была длиной около 6 м и диаметром 60 см. Длина резервуара со сжатым возду­хом была 244 см; диаметр 33 см. На испытаниях в 1874 г. она прошла дистанцию 762 м (2500 футов) на глубине 1,83 м (6 футов) со средней скоростью 5,5 узлов.

*** Я кратко упомянул здесь различные виды торпед­ного оружия XIX века, не вдаваясь в детали, лишь для об­щей ориентации читателей. В обозримом будущем наде­юсь выпустить книгу, полностью посвященную истории возникновения и развития морских мин и торпед. — Авт.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД