Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Катера с гусеницами

 

К 1918 году австрийцы значительно усилили за­щиту своих гаваней. На ближних подходах к ним они разместили многокилометровые боновые загражде­ния из крупных бревен. Преодолеть такие заграж­дения катер обычной конструкции не мог. В резуль­тате набеги торпедных катеров на австрийские пор­ты прекратились.

Однако вскоре фирма SVAN построила первый торпедный катер-танк «Grillo» (Сверчок) конструк­ции все того же Аттилио Бизио.

Этот гибрид катера и танка был водоизмещением 8 тонн. Его деревянный корпус (16 х 3,1 х 0,7 м) имел сильно приподнятую носовую оконечность, руль при форсировании бонов складывался, а гребной винт входил в углубление днища.

Поскольку катер-танк спускали с судна-носителя возле вражеского порта, высокая скорость ему ни требовалась. Гораздо важнее было отсутствие шума от работы моторов. Поэтому «Сверчок» оснастили лишь 30-сильным электромотором, который обес­печивал скорость плавания до 6,5 узлов. Второй электромотор мощностью 15 л.с. заставлял вращать­ся пару зубчатых колес на корме катера, передавав­ших усилие на гусеничные цепи с шипами-зацепами. Оба они питались от трех аккумуляторных батарей по 40 элементов. Катер без особого труда перепол­зал через нагромождения бревен со скоростью 5—5,5 метров в минуту. Дальность плавания на 4-х узлах составляла около 30 миль.

У него не было ни пушки, ни пулеметов. Ему сле­довало приблизиться к цели и выпустить обе 450-мм торпеды, находившиеся в бугельных аппаратах. Шансы на то, чтобы 6-узловым ходом вернуться на­зад, находясь под обстрелом береговой и корабель­ной артиллерии, отсутствовали. Завершив атаку, эки­паж (4 человека) должен был сообщить световыми сигналами на корабль-носитель об ее результатах и затопить катер, после чего сдаться в плен.

Фирма SVAN построила только четыре таких ка­тера, поэтому опыт их боевого применения оказался небольшим. В апреле 1918 года катера «Pulce» и «Cavalletta» вышли в рейд к порту Пола, но всю ночь проблуждали в поисках противника. На рассве­те командиры, понимая, что уже не успеют отвести тихоходные «танки» на безопасное расстояние от вражеских берегов, затопили их.

Во время следующего рейда на базу Пола ночью 13 мая 1918 года австрийский сторожевой катер за­метил «Grillo» уже тогда, когда тот пересекал внеш­нее заграждение гавани. Тот­час его осветили прожекто­ром. Однако командир италь­янского катера продолжил путь, стремясь атаковать лин­кор «Radetzky».

Под обстрелом он преодо­лел две противоторпедные сети и уклонился от таранно­го удара сторожевого кораб­ля. Тогда этот сторожевик по­чти в упор обстрелял из 47-мм орудий итальянский «мор­ской танк». Катер потерял ход, но выпустил обе торпе­ды в цель.

 

120

Катер-танк «Grillo»

 

Увы! В спешке торпедист забыл снять торпеды с пред­охранителя. Они ударили в борт линкора, словно обыч­ные бревна. Тем временем, получив несколько пробоин,«Grillo» отправился на дно, а его отважный экипаж очутился в воде.

Четвертый катер «Locusta» списали в 1921 году. Но и он не провел ни одной успешной операции. И все же австрийцы считали катера-танки столь опас­ными для кораблей, находящихся в портах, что со­здали по их образцу два аналогичных судна.

 

 

121

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД