Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Потопление австрийского дредноута

Потопление австрийского дредноута

 

 Весной 1918 года союзники, стремившиеся заблокировать германские и австрийские подводные лодки в Адри­атическом море, значительно усилили существовав­ший с осени 1916 года «Отрантский барраж» — не­сколько рядов противолодочных сетей и минных за­граждений в проливе Отранто. Эти заграждения ох­раняли многочисленные дозорные эсминцы и патрульные катера.

Для уничтожения барража командующий ав­стрийским флотом вице-адмирал Миклош Хорти послал из базы Пола отряд в со­ставе двух дредноутов, крей­сера и 7-и миноносцев. На рассвете 10 июня, в десяти милях восточнее острова Премуда, он подвергся атаке двух итальянских торпедных катеров.

Атака осложнялась тем, что дредноуты шли в окруже­нии конвоя: эскадренный ми­ноносец «Velebit» впереди и по три миноносца с каждого фланга. Для того, чтобы вый­ти на дистанцию залпа, ко­мандир MAS-15 капитан-лей­тенант Луиджи Риццо (Rizzo) прокрался между миноносца­ми охранения. С 300 метров он попал обеими торпедами в дредноут «Szent Istvan» (21370 т), шедший 20-узловым ходом. Сразу же после взрывов, получив пробоину в правом борту, линкор дал сильный крен, а через два с половиной часа из воды виднелась лишь его корма с гребными винтами.

 

124

Тонущий австрийский линкор «Szent Istvan»

 

Второй катер (MAS-21) пытался атаковать лин­кор «Tegethoff», но был замечен с миноносцев охра­нения, подвергся ожесточенному обстрелу, поэтому произвел торпедный залп издалека и промахнулся.

Оба катера благополучно ушли от погони враже­ских эсминцев и миноносцев, чьи турбины не могли обеспечить им достаточную скорость. Конечно, эки­пажи катеров проявили исключительную храбрость, однако столь быстрая гибель новейшего линкора объясняется низким качеством постройки данного корабля на верфи «Данубия» и плохо организован­ной борьбой за живучесть.

2 октября 1918 года шесть катеров MAS атакова­ли австро-венгерские эсминцы «Dinara» и «Scharfschuetze», миноносец Tb.87 и несколько пароходов в ходе совместной атаки порта Дураццо британски­ми и итальянскими крейсерами, эсминцами и аэро­планами. Но катера не смогли преодолеть загради­тельный огонь австрийских береговых батарей. Им удалось потопить лишь какую-то баржу. Еще одна торпеда попала в миноносец ТЬ.87, но не взорва­лась, поскольку ударилась в борт под слишком ост­рым углом.

На октябрь либо ноябрь 1918 года планировался мощный налет катеров MAS на Полу. Для этого к но­совой части старого броненосца «Re Umberto» (спу­щен в 1888 г., 13900 т) прикрепили специальный плот, на котором установили электрическую диско­вую пилу и мощные гидравлические ножницы. С по­мощью этих приспособлений броненосец должен был прорвать боновые заграждения гавани, а вслед за ним на рейд главной базы австрийского флота во­рвались бы 40 (!) торпедных катеров. Но окончание боевых действий не позволило осуществить этот уни­кальный рейд.

 

125

Из всех катеров MAS, которые упомянуты на пре­дыдущих страницах (не считая катеров типа «ELCO»)за время войны был потоплен противником лишь один — MAS-16. Еще 18 катеров за­тонули в результате различ­ных аварий (столкновения, пожары, взрывы бензина, штормы).

Шесть из них были подня­ты со дна, причем пять кате­ров после ремонта снова вступили в строй.

 

* * *

 

Капитан-лейтенант Луи­джи Риццо, потопивший бро­неносец «Wien» и линкор «Szent istvan», после войны принял участие в дискуссии о торпедных катерах, состо­явшейся в «British Institution of Naval Architects». В частности, он тогда сказал:

«Некоторые резервы для увеличения скорости можно найти в улучшении конструкции и в повыше­нии эффективности двигателей, а также, возможно, в улучшении конструкции винта, но главное, чтобы эти суда оставались в пределах 60-футовой длины корпуса (18,3 м). В такие катера очень трудно по­пасть даже днем, особенно, если море неспокойно. Но, разумеется, катера лишатся всех своих преиму­ществ, если они превратятся в маленькие эсминцы».

Что же касается давней идеи о доставке торпед­ных катеров к месту атаки на верхней палубе круп­ных судов, то одну или две попытки ее осуществле­ния предприняли только англичане. Итальянцы, как сказано выше, предпочитали буксировать свои ка­тера с помощью малых миноносцев.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД