Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

55-футовые катера.

 

Первые же месяцы эксплуатации 40-футовых ка­теров выявили их серьезные недостатки. Эти глиссе­ры были столь малы, что с трудом выдерживали да­же небольшое волнение. На ходу катер отрывался от водной поверхности, а затем, падая, испытывал ог­ромные ударные нагрузки на корпус. Тряска была настолько сильной, что морякам казалось, будто они мчатся не по волнам, а по булыжной мостовой. Кро­ме того, катер окружала сплошная пелена брызг, сквозь которую с трудом удавалось что-либо рас­смотреть. Целые потоки воды заливали механизмы и людей.

Надо было что-то менять в конструкции катера, чтобы повысить его мореходность, — например, уд­линить корпус. Требовалось также усилить торпедное вооружение. Однако в таком случае рост водо­измещения поднимал выше планку скорости, с кото­рой начиналось глиссирование. Это, в свою очередь, требовало установки более мощных моторов. А уве­личение тоннажа убивало идею малого катера, транспортируемого на борту крупного корабля. Но иного способа сделать торпедные катера боеспо­собными не существовало. Придя к такому выводу, адмиралтейство отменило лимит, по которому вес катера не должен был превышать 4,3 тонны.

В 1917 году Торникрофт построил прототип 55-футового (16,76 м) катера. Он был вооружен дву­мя торпедами в кормовом лотке, двумя 7,7-мм пуле­метами Льюиса и двумя глубинными бомбами. Ка­тер имел устройство для постановки дымовых завес, два двигателя и два гребных вала.

Первые катера этого типа все еще оснащали мо­торами по 250 л.с., но у последующих мощность мо­торов была от 375 до 450 л.с. (суммарно 750—900 «лошадей»), водоизмещение 11 — 12,5 тонн; ско­рость от 34 до 40 узлов.

 

137

55-футовый катер СМВ-98.

 

Вот типовые параметры 55-футового СМВ, выпу­скавшегося в конце войны: длина 18,3 м; ширина 3,4  м; глубина внутри корпуса 1,88 м, осадка 0,95 м. Максимальная скорость 40,4 узла; постоянная ско­рость в течение двух часов 39 узлов; два мотора по 375 л.с.; водоизмещение 12,18 т (корпус 5,5 т; мото­ры 4,1 т; вооружение 1,27 т; экипаж 0,36 т; горючее 0,95 т); запас горючего — 1590 литров, потребление горючего 198 кг в час при скорости 39 узлов, даль­ность плавания 200 миль на 39 узлах.

Вооружение: две 457-мм торпеды, четыре 7,72-мм пулемета в двух спаренных установках, 4 ма­лые глубинные бомбы. Экипаж 5 человек (два офи­цера, два механика-моториста, радист). Чтобы сни­зить воздушное сопротивление движущемуся кате­ру, его верхнюю палубу сделали выпуклой. Для вну­треннего крепления набора корпуса использовалась особо прочная проволока.

Разница между дальностью плавания полным и экономическим ходом у катеров-глиссеров обычно невелика, поскольку сопротивление воды при пере­ходе с полного скольжения на слегка меньшую ско­рость меняется мало. Некоторые катера могли раз­вивать 35 узлов при волне 2—3 балла по шкале Бо­форта, но возникающие при этом перегрузки предъ­являли весьма высокие требования к прочности корпуса и к выносливости экипажа.

Наиболее распространенным двигателем торпед­ных катеров СМВ стал бензиновый 12-цилиндровый мотор Торникрофта V-12 с V-образным расположе­нием цилиндров, мощностью 375 л.с. (до 1600 об/мин), хотя использовались и другие.

Оба чугунных шестицилиндровых блоков были сделаны цельными, что удешевляло производство, экономило вес и упрощало сборку. Однако выхлоп­ные клапаны можно было менять лишь изнутри ци­линдров, поэтому для замены одного клапана прихо­дилось демонтировать весь блок.

Моторы устанавливали вдоль корпуса один за другим, но у разных бортов. Передний двигатель,

  

138

Схема устройства 55-футового СМВ.

Если сопоставить тактико-технические данные 55-футовых моторных торпедных катеров с прежни­ми паровыми катерами, например, с ТВ № 64, всту­пившим в строй в 1881 г. (12,5 т; 170 л.с.; 17,4 узла; экипаж 10 человек), то первое, что бросается в гла­за — увеличение скорости на 232% при увеличении мощности двигателя на 441 %.

Отношение длины к ширине, сильно влияющее на сопротивление среды, в то же время снизилось с 8,53 до 4,98. Это замечательное обстоятельство объ­ясняется совершенно иной формой корпуса: паро­вые торпедные катера были килевыми судами, кото­рые своими корпусами раздвигали воду по сторо­нам, «продираясь» сквозь нее, тогда как СМВ являл­ся скользящим реданным катером.

расположенный ближе к носу по правому борту, имел передачу заднего хода. Двигатель, установлен­ный по левому борту ближе к корме, был оборудо­ван пружинной муфтой сцепления, которую прихо­дилось переключать вручную.

Передача заднего хода была так сконструирова­на, что винт на заднем ходу вращался вдвое медлен­нее. Общий вес передачи заднего хода и опор со­ставлял 94 кг; муфты сцепления и ее опор — 84 кг. Каждый двигатель весил 1165 кг.

Интересно, что англичане, в отличие от итальян­цев, сознательно не использовали глушители. Дела­лось это с целью дезориентации противника, чтобы по шуму моторов враг в условиях плохой видимости принимал катера за самолеты.

 

139

55-футовый катер CMB-65 с глубинными бомбами вместо торпед.

 

Вооружение серийных 55-футовых СМВ сущест­венно различалось между собой. Некоторые катера несли лишь одну торпеду, а вес второй торпеды рас­пределялся между дополнительными пулеметами, глубинными бомбами и т.п. Другие катера использо­вались просто как носители глубинных бомб или для постановки противолодочных мин. Тип двигателя и вооружения обозначали буквы, идущие вслед за номером катера (А, В, D, Е, BD, СЕ и т.д.), например: СМВ-68 BD. Катера с буквами BD, СЕ, СК, DE, ED не­сли две торпеды; все остальные — одну.

В 1917 году были построены 55-футовые СМВ-14—18, до конца 1918 года СМВ-19—39 и СМВ-62—91; всего 56 катеров. Они постепенно за­менили 40-футовики в проливе Ла-Манш и у бель­гийского побережья, что было вызвано их лучшими мореходными качествами и большей огневой мо­щью. Еще 16 катеров (СМВ-92—99 и СМВ-113—120) вступили в строй в 1919—22 гг.

55-футовые СМВ, вообще говоря, использова­лись в самых различных целях: для постановки мин, поиска подводных лодок противника, спасения на воде моряков и летчиков, охраны мониторов, об­стреливавших береговые батареи во Фландрии и т.п. Во время гражданской войны в России несколько таких катеров без торпед участвовали в боях на ре­ках. Чтобы защитить рулевого и моторы от пулемет­ного огня с берега, на них навешивали пуленепроби­ваемые стальные листы.

Несомненно, 55-футовые катера Торникрофта явились лучшими торпедными катерами Первой ми­ровой войны. Не случайно после 1919 года их купи­ли многие флоты. Тем не менее, приемлемой море­ходностью они все же не обладали.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД