Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / Некоторые боевые операции английских катеров

Некоторые боевые операции английских катеров

 

В 1917 — 1918 гг. катера СМВ весьма интенсивно использовались в водах пролива Ла-Манш, у южных берегов Англии и у французского побережья. В основном, они были заняты патрулированием, а также охраной противолодочных заграждений.

После оборудования специальными тележками для мин, часть 40- и 55-футовых катеров англичане использовали в качестве малых минных заградите­лей. Сами же они, в силу малой осадки, беспрепят­ственно пересекали минные поля.

Однако операций СМВ «по прямому назначению» (т.е. с торпедными атаками) известно немного. Первая из них состоялась в ночь с 7 на 8 апреля 1917 года. Катера СМВ-4, 5, 6, 9 под командой лейтенан­та Бекетта (Beckett) вышли из Дюнкерка, чтобы ата­ковать германские эсминцы, стоявшие на якорной стоянке у Остенде.

Одна торпеда попала в эсминец V.81, но не взо­рвалась. Зато новейший эсминец G.88 (1147 т), всту­пивший в строй в 1916 году, был потоплен. Таким об­разом, дебют «прибрежных моторных катеров» ока­зался достаточно успешным.

 

142

Германский эсминец G-88.

 

В ночь с 12 на 13 апреля 1918 года во время нале­та на Остенде, осуществленного соединением бри­танского флота, 55-футовый катер СМВ-ЗЗА был по­врежден огнем немецкой батареи 88-мм орудий. Экипаж выбросился за борт и утонул, но катер ос­тался на плаву. Постепенно его прибило к берегу, и он попал в руки немцев со всем снаряжениеми с секретными картами. Ни один вражеский корабль ни потопить, ни повредить не удалось.

Через десять дней, 22—23 апреля, СМВ участвова­ли в аналогичном налете на Зеебрюгге. Но, хотя рейд был тщательно спланирован, выпущенные кате­рами торпеды не поразили ни одного из германских кораблей, стоявших вдоль внутренней части мола, лишь частично разрушили сам мол.

11 августа 1918 года, вблизи устья реки Эмс (Ems) шесть катеров СМВ, шедших в авангарде боевого от­ряда более крупных британских кораблей, подверг­лись атаке восьми немецких гидросамолетов. В завя­завшемся бою катера потерпели полное поражение. Ни один из них не был потоплен, но все уже не под­лежали ремонту и восстановлению. Немцы потеряли в ходе этого сражения два ги­дросамолета, сбитых зенит­ным огнем британских ко­раблей.

16 сентября 1918 года СМВ безуспешно атаковали торпедами 1-ю и 6-ю герман­ские флотилии миноносцев, которые обеспечивали выход подводных лодок в боевой поход. 

Первой крупной жертвой британских торпедных кате­ров стал отнюдь не герман­ский, а русский военный ко­рабль. Произошло это собы­тие во время гражданской войны в России летом 1919 года.

В обстановке строгой секретности в мае 1919 го­да авиатранспорт «Vindictive» доставил в Финский залив катера 55-футовые катера СМВ-24, 31, 62, 72, 79, 86 и 88 (плюс 40-футовый СМВ-67, доставлен­ный иным способом). Базируясь на яограничный финский пункт Териоки, катера совершили 13 разве­дывательных рейдов в район Кронштадта, но лишь дважды были замечены и обстреляны артиллерией кронштадтских фортов.

В середине июня англичане поддержали мятеж, поднятый гарнизонами фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь». По замыслу старшего лейтенан­та Эгара, командира отряда катеров в Териоки, ми­шенью для торпедных атак должен был стать линкор «Петропавловск». Вместе с линкором «Андрей Пер­возванный» и крейсером «Олег» он обстреливал эти форты с моря, нанося нема­лый урон мятежникам.

Однако попытка англичан атаковать «Петропавловск» сорвалась из-за поломки гребного винта у одного из катеров. В итоге вся группа вернулась на базу, не выпол­нив боевого задания.

 

143

 

Крейсер «Олег».

 

 

144

 

Схема атаки британских СМВ в Кронштадте.

 

 

 

В следующий раз, в ночь с 16 на 17 июня, на поиски «Петропавловска» отправил­ся всего один катер СМВ-4 под командованием самого Эгара. Возле Толбухина мая­ка ему повстречался старый крейсер «Олег» (спущен в 1903 году, 7405 тонн). Эгар выпустил торпеду с дистанции 2,5—3 кабельтова (460—555 м), она попала в левый борт крейсера в районе котельного отделения. Спустя 12 минут

 «Олег» повалился на этот борт и затонул; катер же остался незамеченным и вернулся в Териоки.  Через два месяца, в ночь с 17 на 18 августа, по-  следовал налет на Кронштадт. Результаты этой комбинированной операции, в которой участвовали 8 британских катеров и 8 гидросамолетов с авиатранс- порта «Vindictive», неприятно поразили англичан.    В ходе налета катер СМВ-31 повредил одной торпедой устаревший линкор «Андрей Первозванный» (спущен в 1906 г.; 18790 т), а СМВ-79 потопил плавбазу подводных лодок «Двина» (бывший крейсер «Память Азова», спущенный в 1888 г.; 6700 т). Но обе торпеды, выпущенные в линкор «Петропавловск», прошли мимо цели и взорвались у береговой стенки.

Других потерь у большевиков не было.                                 

Между тем, потери англичан оказались достаточно серьезными: в течение 25—30 минут три из 8-и кате­ров потопила артиллерия эсминца «Гавриил», два зато­нули во время отхода от по­лученных в результате об­стрела повреждений, еще у одного катера взорвался мо­тор и экипаж сам его затопил.

Таким образом, погибли 6 катеров из 8, участвовавших в атаке (в том числе СМВ-24,62, 67, 79), а 9 членов их эки­пажей попали в плен!

Среди погибших оказался лейтенант Бремнер, один из тех троих моряков, что выдвинули в 1915 году идею создания скоростных торпедных катеров.

Налет на Кронштадт развеял миф о том, что нельзя потопить скоростной глиссер, идущий полным ходом. Высокая скорость оказалась хороша лишь в сочетании с такими тактическими приемами как бесшумное подкрадывание на электромоторе (или на моторе с глушителем), прикрытие ночной мглой, туманом или дымовой завесой.

Грамотно поставленная дымовая завеса могла образовать удобный коридор вдоль стенки кронштадтской гавани, который скрыл бы действия катеров». Этого, однако, не случилось, и основная задача — уничтожение ядра красного Балтийского флота - не была решена.

В то же время торпедные катера своими действиями в 1919 году еще раз подтвердили, что могут успешно атаковать противника, если действуют внезапно, дерзко и тактически грамотно,

  

145

Полузатонувший учебный корабль «Двина».

 

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД