Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Катера-торпеды.

 

Немцы преуспели в создании управляемых на расстоянии катеров-торпед. Инициатором постройки подобных судов с мощным зарядом взрывчатки, ко­торые могли бы использоваться для диверсий в тылу противника, выступила электротехническая фирма «Siemens Schuckert».

Еще в 1906 году инженер Вильгельм фон Сименс создал радиоуправляемую торпеду. Но после цикла экспериментов стало ясно, что такой снаряд, управ­ляемый на расстоянии, должен иметь — при малом водоизмещении — высокую скорость и надежные механизмы, способные работать без сбоев несколь­ко часов подряд без вмешательства извне. Создать подобную торпеду в то время не представлялось воз­можным, поэтому эту идею пришлось оставить.

Однако доктор Сименс пришел к выводу, что сформулированная им концепция торпеды с дистан­ционным управлением фактически является анало­гом легкого моторного катера. Поэтому он продолжил опыты по радиоуправлению с катером «Havel» (два мотора по 50 л.с., скорость 34 узла), построен­ным фирмой «Luerssen». Затем Люрсен построил другой катер, управление которым осуществлялось по кабелю. В 1909 году германский флот заказал Люрсену для испытаний 30-футовый (9,1 м) катер «Racker» с дистанционным управлением по кабелю. Он развивал скорость до 28 узлов.

 155

 

Управляемый катер-торпеда типа FL (1917 г.)

 

В конце концов, в сентябре 1915 года верфь Люр­сена получила от флота заказ на постройку 12 теле­управляемых катеров FL-1 —12 (Fern-Lerikboot).

Катера имели водоизмещение 6 тонн, размеры 13   х 1,86 х 0,66 м; два мотора фирмы «Майбах» по 210 л.с. (вторая серия — по 230 л.с.); скорость 28 узлов (вторая серия — 30 узлов); они несли 230-кг заряд ВВ (тротил). Управление катером-торпедой осуществлялось с берега через тонкий электричес­кий кабель длиной 20 км (10,8 мили) и общим весом 800 кг.

Кабель был намотан на катушку, расположенную в кормовой части катера, а другим концом подклю­чен к передатчику сигналов берегового поста. Один сигнал запускал стартеры двигателей, другие ком­бинации импульсов управляли рулем, третий вид си­гнала активизировал взрыватель. При обрыве кабе­ля (такое могло случиться во время преодоления бонов) срабатывал автоматический взрыватель. На­конец, имелся еще и взрыватель контактного дей­ствия — на случай удара катера о препятствие.

Для управления катером-торпедой оператор дол­жен был видеть его с берега для коррекции курса. Поэтому пост управления размещали на вышке.

Ее высота в Киле была 27 метров, предельная дальность визуального управления — 15 км; 30-ме­тровая вышка в Травемюнде обеспечивала види­мость на 25 км.

Поскольку подобная система не гарантировала успеха диверсии, к наблюдению за катерами-торпе­дами вскоре подключили морскую авиацию. Гидро­самолет либо дирижабль сопровождал катер на его пути к цели, периодически радируя об отклонениях курса на береговой пост. В результате дальность действия телеуправляемых катеров возросла до 50 километров!

По решению командования флота, в сентябре 1915 года были сооружены четыре береговых поста управления катерами FL— два на Балтике (в Либаве и Кольберге), два в Бельгии (в Зеебрюгге и Остенде). Все они были высотой 30 метров и обеспечивали ви­димость катеров в хорошую погоду до 20—25 км. К концу 1916 года эти посты обслуживали 12 кате­ров-брандеров, по три на каждый пост.

Однако боевое применение телеуправляемых ка­теров-брандеров против рубежей ПЛО в Ла-Манше и против вражеских кораблей оказалось малоуспешным. Так, 28 октября 1917 года в 40 километрах от Остенде катер-торпеда FL-12 атаковал монитор Дуврского патруля «Erebus» (8450 т), следовав­ший под охраной 15 боевых кораблей. Ни один из них не смог помешать атаке бранд­ера. После того, как катер- торпеда взорвался при столк­новении с правым бортом мо­нитора, прозвучал еще один взрыв — это детонировали боеприпасы в кормовых по­гребах корабля. Получив сильные повреждения, мони­тор все же остался на плаву и смог вернуться в порт.

Самым ненадежным эле­ментом конструкции катеров- торпед являлся одножильный электрический кабель. Он легко рвался, после чего уп­равление катером станови­лось невозможным. Обычно катер в таких случаях самоуничтожался, срабатывал ав­томатический взрыватель. Но иногда техника подводи­ла, и тогда людям приходи­лось идти на огромный риск, чтобы секретная новинка не попала в руки врагов. Извес­тен случай, когда члену эки­пажа гидросамолета пришлось высадиться на катер, потерявший управление в момент атаки, и под огнем противника отвести его на базу.

 

157

 

Британский монитор «Erebus», тяжело поврежденный катером типа FL

 

 

 

 

 

156

 

 

Катера типа FL в Остенде (фото 1918 г.).

 

Во второй серии строились 7 катеров (FL-13—19), но два последних не закончили постройкой. Осенью1917 года было решено переоборудовать 9 катеров FL (FL-1, 2, 6, 9, 10, 11, 13, 15, 17) в обычные сторо­жевые катера, вооружив каждый из них 37-мм пуш­кой. Оставили только 3 катера-торпеды (FL-8, 14, 16), чтобы испытать систему радиоуправления.

Дальность действия радиоуправляемых катеров возросла в пять раз по сравнению с предшественни­ками — до 100 км.

Несмотря на столь ощутимое преимущество, им тоже не удалось одержать значительных побед из-за несовершенной конструкции бортовых приемопере­дающих антенн.

Как бы там ни было, в период с 1915 по 1918 гг. в строй вошли 17 катеров-торпед, управляемых по кабелю либо по радио.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД