Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Катера / ИСТОРИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ А.Е. ТАРАС / ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ В ПЕРИОД 1922-1945 гг.

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ В ПЕРИОД 1922-1945 гг.

 

Первые годы после окончания Великой войны бы­ли отмечены новым этапом гонки морских вооруже­ний. В частности, США и Япония начали реализацию судостроительных программ, затмивших все, что де­лалось в предыдущие годы. Однако нехватка средств, да и здравый смысл, привели к тому, что в 1922 году в Вашингтоне было заключено международное со­глашение, ограничившее количество и артиллерий­ское вооружение крупных боевых кораблей.

Оно установило соотношение общего тоннажа линейных кораблей США, Великобритании, Японии, Франции и Италии в пропорции 5:5:3: 1,75 : 1,75. Позже, в 1930 году, был подписан Лондонский мор­ской договор. Помимо установления новых рамок для линкоров и авианосцев, он ограничил числен­ность, размеры, боевую мощь крейсеров и эсмин­цев. Но как по Вашингтонскому соглашению, так и по Лондонскому договору, численность и вооружение боевых кораблей водоизмещением менее 600 тонн никак не регламентировалось. Что касается торпед­ных катеров, то в обоих договорах они даже не упо­минались. Итак, они могли развиваться без всяких ограничений.

Однако, хотя многие страны и купили СМВ фир­мы «Торникрофт», либо итальянские MAS, дальше их испытаний дело не пошло. Военно-морские экс­перты не приняли во внимание тот факт, что не слиш­ком впечатляющие результаты, достигнутые торпед­ными катерами в годы недавней войны, как и недо­статки самих катеров, следует оценивать с учетом того, что их появление стало импровизацией. Эти ма­лые боевые суда создавали в срочном порядке, для решения конкретных задач, возникших в ходе войны. Мало кто задумывался об их подлинном так­тическом потенциале.

После 1918 года только три флота строили но­вые торпедные катера. Итальянцы делали это пото­му, что их катера добились кое-каких успехов во вре­мя Великой войны и они чувствовали себя как бы обязанными продолжать эксперименты в этом на­правлении. В СССР строили скоростные катера-глис­серы потому, что там господствовала концепция «ма­лого флота» и, к тому же, вплоть до середины 1930-х годов большевики просто не могли позволить себе строительство кораблей крупнее сторожевиков. Немцы целенаправленно стремились к созданию больших мореходных катеров, чтобы компенсиро­вать ими отсутствие у них современных миноносцев, запрещенных Версальским договором.

 

* * *

 

В соответствии с военно-морскими доктринами 1920-х и 1930-х гг., торпедные катера создавали в первую очередь для уничтожения крупных военных кораблей, особенно возле своего побережья и на рейдах вражеских портов. Во вторую очередь они должны были топить транспортные суда противника на каботажных линиях. Любые другие задачи они могли решать лишь по необходимости.

Главные достоинства торпедных катеров заклю­чались в малых размерах, высокой скорости и ма­невренности. У них было значительно больше шан­сов близко подобраться к кораблю противника, чем у эскадренных миноносцев. Катера были достаточно трудной мишенью для артиллерийского огня, могли атаковать чуть ли не в упор, а минные поля даже на мелководье представляли для них незначительную опасность. Наконец, строительство и эксплуатация катеров требовали гораздо меньше затрат матери­альных и людских ресурсов, чем постройка эс­минцев.

С другой стороны, торпедным катерам были при­сущи серьезные недостатки: низкая мореходность, уязвимость от ударов авиации, недостаточная даль­ность плавания. Мощные двигатели быстро изнаши­вались и ломались, экипажам приходилось демон­стрировать чудеса выносливости и героизма, а ве­роятность попадания торпедой в цель на дистанции, превышавшей 3—4 кабельтова (550—740 м), несмот­ря ни на что оставалась низкой.

Короче говоря, торпедные катера изначально не могли стать «чудо-оружием». Они должны были яв­ляться частью хорошо сбалансированных военно - морских сил. Там, где это поняли, катера добились немалых успехов. В первую очередь данный тезис касается флотов Великобритании и Германии.

 

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД