Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Канонерские лодки / Железная канонерская лодка «Цзиньоу»

Железная канонерская лодка «Цзиньоу»

 

Строительство судов западного типа началось в Китае в конце 1860-х гг., когда в нескольких портах Поднебесной были учреждены так называемые арсеналы. Эти предприятия сочетали функции судоверфей, оружейных заводов и центров подготовки национальных технических кадров. В первые годы своего существования арсеналы полностью зависели от иностранных специалистов и иностранных поставок. Какое-то время возможности верфей ограничивались строительством деревянных судов, однако уже к середине 1870-х гг. достигнутый технологический уровень позволил обратиться к броненосным кораблям.

Первенец новой эпохи появился на стапелях Цзяннаньского арсенала.  Этот военно-промышленный центр был основан в 1865 г. по приказу Цзэн Гофаня (1811-1872) - наместника провинции Цзянси и выдающегося государственного деятеля. Верфи арсенала располагались на берегу р.Янцзы, в окрестностях Шанхая. В начале 1870-х гг. предприятие оснащалось оборудованием, поставляемым английской фирмой «Дж.Бёрн и К0». По рекомендации того же партнера завод пригласил двух специалистов - корабельного инженера Ренни и механика Аллена. Именно им западная печать приписывала проектирование железной канонерской лодки «Цзиньоу» («Золотая чаша»), спущенной на воду 17 сентября 1875 г. Прежде всего, следует сказать несколько слов о названии этого корабля. Несколько необычное для европейского уха, оно о многом говорило китайцу. Словосочетание «золотая чаша» в Поднебесной является идиомой, обозначающей прочно закрепленную и надежно обороняемую территорию.  Даже незначительная вражеская акция - например, высадка тактического десанта или бомбардировка гавани, - может считаться повреждением драгоценного сосуда, коим являются берега Китая. Имя новой канонерки должно было напоминать экипажу о долге службы.

Канонерская лодка «Цзиньоу»

Подобным первым представителям семейства «рэнделовских» канонерок, «Цзиньоу» отличалась малыми размерами (около 200 т водоизмещения), не имела рангоута и была вооружена единственным тяжелым орудием, установленным в носовой части. Две паровые машины должны были обеспечивать канонерке скорость в 10 узлов. Главной чертой, отличавшей «Цзиньоу» от всего, что было построено на тот момент китайскими корабелами, являлось наличие брони. Орудие и боевой пост управления канонерки находились в каземате, вытянутом вдоль диаметральной плоскости и занимавшем всю ширину корпуса. Слойчатая броня каземата имела толщину 2,38 дюйма. Кроме того, ватерлиния канонерки прикрывалась броневым поясом толщиной 2,75 дюйма на 4-дюймовой тиковой подкладке. В походном положении крыша каземата служила капитанским мостиком.

Железная канонерская лодка «Цзиньоу» - продольный разрез и план палубы

Судно обошлось китайской казне в 63 000 серебряных лян. В качестве курьеза можно рассматривать тот факт, что чиновные заказчики категорически запретили делать орудие канонерки поворотным... из опасения опрокидывания судна. Таким образом, горизонтальная наводка должна была осуществляться путем маневрирования самого корабля, чему должны были способствовать два гребных винта. В дополнение к единственной пушке прилагался таран длиной 4,5 фута (1,37 м), а отсутствие артиллерии малого калибра компенсировалось амбразурами, прорезанными в стенках каземата. Предполагалось, что с их помощью экипаж будет вести огонь из стрелкового оружия. «Цзиньоу» предназначалась для патрулирования Усуна - основной судоходной протоки устья Янцзы, т.е. не должна была выходить в море. Однако еще на стапеле в проект были внесены изменения, позволявшие ей совершать морские переходы в прибрежных водах - в частности, увеличена высота надводного борта. Это было связано с мнением пекинского двора, который счел, что новый корабль может пригодиться для обороны морских подступов к столице в Печилийском заливе. Есть основания полагать, что уже в начале 1876 г. канонерка находилась в северокитайском порту Тяньцзинь. Впрочем, ко времени начала в 1894 г. японо-китайской войны судно числилось в составе Наньянского (Южного) флота под именем «Тяньсин».  Запад с большим интересом отнесся к появлению у Китая первого броненосного судна: соответствующие публикации немедленно появились в морской печати Великобритании, США и России. Иностранные наблюдатели единодушно признавали за «Цзиньоу» хорошие шансы на победу в поединке с судном клиперского ранга. Тем не менее, реальное боевое значение нового корабля ограничивалось береговой обороной.

 

Тактико-технические характеристики канонерской лодки береговой обороны «Цзиньоу»

 

 

«Цзиньоу»

Класс

Канонерская лодка береговой обороны

Год и место постройки

1875, Шанхай

Водоизмещение, т:

195

Размерения, м:

Длина

Ширина

осадка

 

31

6,1

2

Силовая установка

2 паровые машины простого расширения 2 цилиндрических котла

Мощность, л.с.

200

Скорость, уз

10

Запас угля нормальный, т:

 

Бронирование, мм

пояс - 68,7 мм, каземат - 60 мм

Вооружение:

1 - 170-мм Круппа, ручное стрелковое оружие

Экипаж,чел.

53

 

 

По некоторым сведениям, после Синьхайской революции 1911 г. «Цзиньоу» вошла в состав вооруженных сил провинции Аньхой, где продолжала служить до 1914 г. Действия судна по-прежнему были ограничены водами Янцзы.

Китайскому историку Чэнь Юэ принадлежит смелое утверждение о том, что «Цзиньоу» послужила прототипом германской броненосной канонерки «Веспе», построенной в Бремене в том же 1875 г. Из этого ученый делает более широкий вывод о том, что корни гер-манских традиций броненосного судостроения следует искать в китайской почве! Таким образом, по мысли историка, все боевые суда, заказанные Китаем в Германии в 1880-х гг., имеют своим родоначальником китайский же корабль. Если Чэнь Юэ нельзя упрекнуть в недостатке патриотизма, то в остальном его утверждения не выдерживают критики. В 1875 г. «Цзиньоу» никак не могла считаться новым словом в кораблестроении и примером для подражания. Она весьма напоминала примитивные американские «броненосцы» времен гражданской войны 1861-1865 гг. Внимание европейцев привлек прежде всего не корабль, а сам факт того, что имперский Китай - символ консерватизма и технической отсталости - претендует на обладание современными промышленными технологиями.

О нас admin