Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Канонерские лодки / Канонерские лодки озера Ланао

Канонерские лодки озера Ланао

 

КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ ОЗЕРА ЛАНАО

В истории испанского флота неоднократно возникала ситуация, когда отдельные корабли или суда вызывали всеобщее удивление и подражание в мире. Так названия Деструктор, Галеон, Каррака стали нарицательными для целого класса боевых кораблей. Но часто случалось и так, что по-настоящему этапные корабли оставались абсолютно неизвестными для современников.

Редкий посетитель, попавший в зал XI Мусео Наваль в Мадриде, посвященный войне на Филиппинах, остановится перед необычной моделью под инвентарным номером 1434 (длиной 113 см, шириной 18 см), которая, как явствует из путеводителя, попала в музей в 1894 г. Латунная табличка к ней способна лишь еще более запутать: «Модель двухвинтовой бронированной канонерки, построенной на Кавитском арсенале по проекту Главного инженера Базы дона Мануэля Родригеса». И при этом ни названия, ни указания что это за канонерка, которую, между прочим, с полным правом можно назвать родоначальником речных десантных бронекатеров.

Этим интереснейшим кораблям не повезло тем, что строились они на далеких Филиппинах по проекту разработанному там же. В результате, например, такой авторитетный источник по испанскому флоту, как «Estados General de la Armada» просто поставил прочерки в разделе ТТХ. Разумеется, эту информацию, точнее ее отсутствие, продублировали все ведущие военно-морские справочники мира. Но, даже спустя более чем полвека, в фундаментальной работе Р. Гонсалеса-Эчегарая «62 канонерки для Филиппин» также отсутствуют какие-либо детали по указанным канонеркам. Так что, по-видимому, пришла пора рассказать о них поподробнее.

В течение всей многовековой истории испанского господства на Филиппинах, из более чем шести десятков населявших острова народностей, наибольшую головную боль администрации приносили племена архипелага, принявшие ислам и, по аналогии с арабами Африки, прозванные испанцами маврами. Всякое вмешательство в свои дела они воспринимали как попытку обращения в христианство и потому отвечали немедленными вооруженными нападениями на испанские поселения и армейские части. А учитывая то, что и до настоящего времени среди мавританской общины архипелага процветают рабство и пиратство, карательные экспедиции на Минданао и Холо, заселенные в основном мусульманами, проходили в те времена с завидным постоянством.

История канонерских лодок специальной постройки для острова Минданао начинается в конце 70-х гг. XIX в., когда в очередной раз обострилась политическая ситуация на острове. Именно тогда для борьбы с мусульманскими сепаратистами в Кавите построили первую канонерскую лодку «Оталора», а чуть позже, 14 апреля 1880 г., королевский декрет санкционировал постройку восьми однотипных кораблей. Однако сложилось так, что в серию пошла ее более крупная модификация, по которой, по разным причинам заложили лишь три единицы («Баско», «Гардоки» и «Урданета»). Все четыре корабля, получившие имена связанных с Филиппинами наиболее выдающихся деятелей испанской истории, оказались как нельзя более кстати, когда в середине 1880-х гг. испанцы решили провести железную дорогу от форта Илиган до озера Ланао. Поскольку мавры небезосновательно истолковали подобное строительство как попытку усилить испанское влияние на острове, в 1886-87 гг. там начались широкомасштабные боевые действия, в которых канонерки приняли самое деятельное участие, не только как поддержка армии, но и зачастую как единственное средство коммуникации с «большой землей» по реке Рио-Гранде. Но поскольку сепаратистов острова удалось замирить, дальнейшая судостроительная активность была временно свернута.

Очередной интерес к малым канонеркам для внутренних водоемов Минданао возрос в начале 90-х гг., после катастрофы испанской армии у Самбоанги. Понимая, что одолеть мавров на всех фронтах пока невозможно, губернатор Филиппин генерал Бланко решил сосредоточить усилия на провинции Ланао. Одноименное озеро, давшее название

провинции, располагается на высоте 680 м над уровнем моря. Водоем имеет практически правильную овальную форму шириной 24 и длиной 50 км. Максимальная глубина - 60 м. Озеро питают большое количество мелких и сравнительно крупных речек, его берега местами представляют собой чрезвычайно удобные для высадки десантов пляжи, а местами - практически отвесные скалы. По акватории разбросаны несколько небольших необитаемых островов, самый крупный из которых остров Муса, длиной около 2 км. «Аборигены, живущие по берегам имеют весьма лицемерный, лживый и мстительный характер», - докладывал в Мадрид губернатор Бланко 14 декабря 1895 г.

Понятно, что имея на фланге такой водоем, большое значение для армии приобретал контроль над озерными коммуникациями. А поскольку готовых боевых кораблей там не имелось, в состав экспедиции генерала Парраедо включили несколько импровизированных канонерок. В течение трех месяцев (операция продолжалась с 15 апреля по 15 сентября) небольшая флотилия прошлась огнем и мечом по прибрежным селениям, практически решив исход кампании.

Изучив полученный боевой опыт, администрация Филиппин незамедлительно выделяет кредит на постройку четырех канонерских лодок третьего ранга специально для Ланао. Простое копирование даже хорошо зарекомендовавших себя кораблей, для условий Ланао не могло дать желанного результата: слишком уж отличались местные боевые действия от «стандартных» филиппинских операций. Если практически на всем архипелаге приходилось иметь дело с отвратительно организованными туземцами, зачастую вооруженными лишь копьями и луками, то мавры Минданао имели на вооружении относительно современное стрелковое оружие. А, учитывая стесненные условия островных рек и внутренних акваторий, даже обычная задача по высадке на побережье десантной группы могла сопровождаться тяжелыми потерями. Кроме того, на таких узких реках канонерка запросто могла попасть в хорошо подготовленную засаду, что порой заканчивалось гибелью корабля: так, в июне 1898 г., попал в засаду и погиб «Оталора», в сентябре 1899 г. - «Урданета».

В результате в 1894 г. появился проект, разработанный главным инженером Филиппинской военно-морской базы Мануэлем Родригесом, в котором были учтены те специфические требования, которые накладывали условия боевых действий в районе Ланао.

 

Тактико-технические характеристики канонерских лодок

 

 

Спущена на воду

Водо­изме­щение, т

Размерения (длина* ширина* высота борта* осадка), м

Силовая установка, скорость

Дальность плавания (топливо)

Вооружение

Экипаж

«Otalоrа»

10.8.1881

37

18,6x3,6x1,5x1,5

1 вал, 15 н.л.с. 9 уз

600 миль (уголь 5 т)

1 - 25-мм рев.

21 чел.

«Basco»

«Gardoqui»

«Urdaneta»

23.4.1883 7.3.1884 30.12.1884

42

20,6x3,6x1,6x1,5

1 вал, 45 н.л.с. 9 уз

700 миль (уголь 5,4 т)

1 - 70-мм/15, 1 - 25-мм рев.

20 чел.

«General Blanco»

«Lanao»

18.8.1895 22.9.1895

65

25,0x4,8x2,0x1,3

2 вала, 20 н.л.с. 11 уз

1200 миль (уголь 7 т)

1 - 42-мм, 2 (1 на «Lanao») - 25-мм, 2 - 11-мм митр.

29 чел.

«Almonte» «Corcuera»

12.9.1896 14.7.1896

45

18,8x3,5x1,7x1,1

1 вал, 10 н.л.с. 10 уз

1235 миль (уголь 5 т)

1 -70-мм/15

21 чел.

Примечание: 70-мм пушки - системы Онтория, остальные - системы Норденфельда

 

В результате в 1894 г. появился проект, разработанный главным инженером Филиппинской военно-морской базы Мануэлем Родригесом, в котором были учтены те специфические требования, которые накладывали условия боевых действий в районе Ланао.

Во-первых, для защиты от огня противника, машинное и котельное отделения располагались в основном ниже ватерлинии, а над водой возвышался лишь небольшой надводный борт, защиту механизмов обеспечивала карапасная броневая палуба.

Во-вторых, в центральной части размещался бронированный редут, прикрывающий единственную надстройку лодки с трубой и вооружение. Хотя толщина броневых листов была относительно небольшая, они обеспечивали достаточную защиту от огня стрелкового оружия. Штатное вооружение канонерок состояло из скорострельной пушки Норденфельта, установленной в передней части редута, так, чтобы обеспечивать мощный огонь в носовых секторах и трех митральез или пулеметов, штатные тумбы которых располагались соответственно с трех других сторон редута, обеспечивая огонь с бортов и с кормы. При необходимости легкое вооружение можно было переместить в нужное место редута, чтобы сосредоточить максимум огня в угрожаемых секторах. Кроме того, в броне редута были прорезаны специальные амбразуры для ведения огня из личного оружия располагавшихся на палубе десантников.

И, наконец, в-третьих, цитадель и фальшборт лодки плавно переходили в ростры, на которых натягивался тент или укладывался дощатый настил. Эта конструктивная особенность защищала десантников и личный состав на верхней палубе от всяких «неожиданностей» сверху: ведь потенциальные любители засад зачастую могли находиться не только на берегу, но и на близлежащих деревьях и отвесных скалах. В этом случае даже простой тент делал невозможным прицельный огонь по палубе из верхних секторов и затруднял абордаж. Кроме того, он обеспечивал спасительную тень, что немаловажно при службе под палящим солнцем. На настиле располагалась легкая надстройка, снабженная жалюзи, в которой командный состав в относительном комфорте и прохладе мог посвятить себя работе.

Корпус лодки был сделан широким и плоскодонным, чтобы, с одной стороны, обеспечить высадку десантников на абсолютно неподготовленные пляжи, а с другой - для облегчения эксплуатации кораблей в отсутствии доков: для облегчения вытаскивания на берег для «традиционного» зимнего килевания. С целью обеспечения маневрирования на мелководье винты были «утоплены» в корпус и размещались в специальных тоннелях.

Все четыре корабля строились из стали в Гонконге на заводе «Hong Kong & Whampoa Dock. Co.», после чего их доставляли в Кавите. Там они разбирались на секции и по частям перевозились на Минданао. После чего их посуху доставляли в порт Марауи (Marahui) на севере Ланао и после «контрольной» сборки уже окончательно спускали на воду.

Канонерская лодка «Хенераль Бланко»

В продолжение традиций, заложенных первыми лодками, новые канонерки получили имена наиболее непримиримых борцов с Филиппинским сепаратизмом. Первый из них, генерал-губернатор Самбоанги Педро де Альмонте Верастеги руководил экспедицией в 1649 г. захватившей последний укрепленный пункт мусульман на Минданао. Второй, Себастьян Уртадо де Коркуэра (1587-1660) выступил организатором и руководителем экспедиции, приведшей к завоеванию Минданао и Сулу в 1637- 38 гг., а впоследствии в 1635-44 гг. он стал губернатором Филиппин. Генерал Рамон Бланко-и-Эренас, маркиз де Пенья-Плато (1833-1906) - участник кампаний против карлистов, на Кубе и Санто-Доминго, отличился во время боевых действий на Филиппинах в 1866-71 гг., в 1893-96 гг. губернатор Филиппин, в 1896-97 - Кубы. Наконец, четвертая канонерка получила наименование того театра, где предполагалось ее использовать - Ланао.

После строительства первой пары канонерок («Хенераль Бланко» и «Ланао») в конструкцию лодок внесли некоторые изменения, направленные в первую очередь на облегчение конструкции: каждая дополнительная тонна водоизмещения означала дополнительные проблемы при транспортировке и эксплуатации. В результате на «Альмонте» и «Коркуэре» удалось сэкономить несколько тонн. Официальные справочники говорят о снижении водоизмещения лодок на 20 т - с 65 на первой паре до 45 на второй. Но архивные данные говорят лишь о 10-тонной экономии (45 т. на первой паре и 35 т. - на второй).  Что послужило причиной подобного расхождения, остается лишь догадываться, возможно, банальное желание «напугать» врагов более солидными размерами.

Экономия веса достигалась весьма необычным способом: за счет отказа от одной машины и котла. Если на «Ланао» и «Хенерале Бланко» стояли три котла, питавшие две машины, то на «Альмонте» и «Коркуэре» были установлены два котла и одна машиной, работавшей на один вал.  Это, впрочем, не сказалось на скоростных характеристиках. Даже при уменьшении мощности силовой установки с 20 л.с. на первой паре до 10 л.с. на второй, скорость у всех четырех единиц составляла около 10 узлов (по результатам испытаний она колебалась от 9,5 до 11,5 узлов на всех четырех единицах).

Канонерская лодка «Хенераль Бланко» в разрезеС изменением силовой установки значительно уменьшились и размерения кораблей, причем, следует отметить, что официально опубликованные данные дают гораздо большие размерения. Из-за уменьшения размеров на второй паре снизился и запас угля, однако уменьшение числа котлов, а следовательно и расхода угля, привело к небольшому увеличению дальности плавания - с 1200 до 1235 миль.

Штатное вооружение, как уже говорилось, должно было состоять из одной скорострельной пушки и трех митральез (по проекту; все Норденфельта, так как аналогичные системы, например, Гочкисса были признаны в испанском флоте неэффективными). Фактически же лодки получили то, что удалось найти на арсеналах. Из-за чего состав вооружения на них различался. Более ранние по вводу в строй «Ланао» и «Хенераль Бланко» имели на вооружении 42-мм скорострелку Норденфельта. В кормовом секторе у них действовала 25-мм митральеза Норденфельта и по бортам - еще по одной 11-мм митральезе того же производителя. Вдобавок «Хенераль Бланко» получил еще одну 25-мм митральезу, установленную на верхнем дощатом настиле ростр. С вооружением «Альмонте» и «Коркуэрой» возникли проблемы: свободных скоро-стрелок в арсенале Кавите не оказалось, и на канонерки установили то, что имелось на складе. В ожидании поставки штатного вооружения обе лодки временно вооружили старыми 70-мм орудиями Онтория, дополняя их в остальных секторах лишь личным оружием экипажа. Именно с этой пушкой лодки и проплавали все свои два года недолгой карьеры. Из-за этого в ряде справочников, например русском ВКАМе за 1897 г, для них указывается вооружение из «скорострельной пушки» неопределенного калибра и трех митральез.

Официально экипаж лодок типа «Ланао» составлял 29 человек, типа «Апьмонте» - 21. Однако, судя по рапортам их командиров, экипаж всех лодок не превышал 20-21 человек, в состав которых входил командир в чине мичмана, механик, помощник механика и боцман и 16-17 нижних чинов.

Королевским декретом от 7 августа 1895 г. введенным в строй «Ланао» и «Хенералю Бланко» были присвоены идентификационные номера 243 и 245 и международные идентификаторы GRMS и GRJK. Для «Коркуере» и «Альмонте» идентификационные номера 190 и 193 и международные идентификаторы GQVC и GQCT соответственно были присвоены декретом от 22 января 1896 г.

Появление у испанцев сразу четырех канонерских лодок кардинальным образом изменяли баланс сил в районе Ланао. Королевским декретом от 1 декабря 1896 г. было создано Военно- морское Соединение озера Ланао (Seccion de fuerzas navales de la laguna de Lanao) под командованием старшего лейтенанта Хосе Давида Санчеса де Ибаргена и Корбачо. Кроме командира тем же декретом, с целью создания необходимой береговой инфраструктуры, в штат Соединения были введены бухгалтер флота, казначей, младший врач и 30 мастеровых.

К началу 1897 г. все четыре вновь построенные канонерки достигли Ланао, и в мае Соединение прияло свой законченный состав:

- канонерские лодки «Хенераль Бланко» и «Ланао» под командой лейтенантов Мариано Сберта и Фернандо Каррансы - по 29 человек экипажа;

- канонерские лодки «Альмонте» и «Коркуэра» под командой мичманов Анхеля Пардо и Акилеса Виаля - по 20 человек экипажа;

- четыре канонерских катера (первый под командованием лейтенанта, второй - мичмана, и два оставшихся - старших боцманов) - по 22 человека экипажа;

- три весельных катера с экипажем из одного старшины 2 статьи, морского артиллериста 1 статьи и 12 матросов;

- три шаланды с девятью моряками (три матроса 1 статьи и шесть - второй).

Корабли базировалась на небольшой населенный пункт Марауи, располагавшийся на севере озера в районе устья реки Агус, в заливе Илиган.

В течение двух последующих лет при помощи военной силы и непосредственном участии Соединения вопрос с самоопределением мавров был фактически решен в пользу Испании. Наиболее напряженным выдалось первое полугодие 1897 г. По его результатам появился Королевский декрет 17 марта 1898 г., награждавший большую группу офицеров и матросов Соединения.

Но увы, спустя всего несколько месяцев началась испано-американская война и весь труд испанских моряков пошел прахом. Деморализованная поражением в испано-американской войне испанская армия начала сдавать свои позиции, к маю 1899 г. на Минданао остался единственный форпост Испании - Самбоанга. С уходом испанской армии из Марауи и района Ланао, пришлось эвакуировать и базу Соединения, а все корабли 21 декабря 1898 г. были уничтожены экипажами и выведены из списков флота Королевским декретом от 4 августа 1899 г.

На этом историю первых испанских бронекатеров можно закончить, если бы не еще две канонерки, начатые постройкой в 1897 г. В первой половине 1898 г. их доставили в Кавите. Они получили названия «Эспанья» и «Серее», первая в честь Испании, а вторая - в честь парохода, отличившегося при подавле-нии филиппинского восстания в 1870-х гг. Этим двум кораблям повезло еще меньше. К моменту сражения у Кавите, они находились в полуразобранном состоянии. Вероятно, отдельные секции уже были отправлены на Минданао, так как при эвакуации Кавите канонерки оставили американской армии, а те даже не сделали попытку собрать лодки из практически готовых комплектов. Хотя, встречаются сведения, что недостроенный «Серее» отбуксировали к Маниле, где его «благополучно» уничтожили 15 августа при капитуляции столицы Филиппин. Но эта информация содержится лишь в мемуарной литературе, и перепроверка авторами их по официальным документам не дала никакого подтверждения.

Впрочем, потеря была не большой: спроектированные для конкретных условий озерного театра Ланао, который теперь был потерян, канонерки в любом другом месте (а доступным оставался только морской театр) заведомо зарекомендовали бы себя далеко не с лучшей стороны. Низкий надводный борт делал их чрезвычайно опасными даже на относительно небольшой волне, а все их превосходные (в условиях озер и рек) защитные и наступательные качества просто «не смотрелись» на фоне даже самых небольших морских кораблей.

О нас admin