Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Расходный материал флота. Миноносцы СССР и России. А.Н. Соколов / Развитие класса эскадренных миноносцев после Первой мировой войны

Развитие класса эскадренных миноносцев после Первой мировой войны

Прежде чем приступить к освещению содеянных в Советском Союзе миноносцев, следует хоть как-то попытаться классифицировать их типы и обосновать их дальнейшее развитие. Сам класс корабля впервые появился в Англии и получил название destroyer — истребитель. Имеющий сначала очень небольшое водоизмещение и предназначенный для обороны собственных баз, корабль начал быстро расти по водоизмещению, на него возлагались все новые и новые функции, вплоть до действий в составе эскадр в открытом море. К началу Первой мировой войны, а особенно в ее ходе сформировались два типа: первый — собственно миноносец, так как основным его оружием были самодвижущиеся мины-торпеды, для действий в зоне закрытых морей вблизи собственного побережья; второй — более крупный — эскадренный миноносец, предназначенный не только для охранения собственных эскадр, но и для набегов в составе больших групп на неприятельские эскадры во время боевого соприкосновения, что и было наиболее эффективно продемонстрировано в 1916 г. во время Ютландского сражения.

1523-large

Не худшее наследие царизма — эсминцы-новики на маневрах.


В период между двумя мировыми войнами данный класс кораблей бурно совершенствовался, еще больше делясь на подклассы. Увеличился калибр артиллерийских орудий, появились сдвоенные, строенные, четырех- и пятитрубные торпедные аппараты, увеличился калибр торпед, увеличилась и дальность их действия. В дополнение к миноносцам и эскадренным миноносцам появился подкласс лидеров, по идее, обязанных выводить в атаку эскадренные миноносцы и прикрывать их отход. Но он быстро угас, так как эскадренные миноносцы по водоизмещению и вооружению быстро догнали лидеры, а французские контрминоносцы (можно сказать — еще один подкласс) даже и перегнали. Апофеозом французских контрминоносцев стали «Могадор» и «Вольта», корабли водоизмещением почти 4000 т и вооруженные восемью 138-мм орудиями в четырех башнях и большим количеством торпедных аппаратов. По сути дела, это были уже крейсера со значительно расширенными функциями — эдакие минные крейсера с великолепной мореходностью и большим радиусом действия.
Разразившаяся Вторая мировая война отшлифовала данный класс корабля, расставив все по местам. Эскадренные миноносцы постепенно превратились в «рабочих лошадок» флота, став по сути универсаль ными кораблями. Поскольку о лихих набегах на непри­ятельские эскадры никто уже и не мечтал, то видоиз­менялся и сам тип корабля. Здесь законодателями ста­ли американцы. Сократилось количество торпедных аппаратов (остался один пятирубный), увеличилось ко­личество артиллерийских орудий — как правило, три сдвоенных 127-мм универсальных башенных установки. На всех кораблях были установлены противолодочные бомбометы, в том числе и реактивные. Постепенно при­нимали на вооружение и противолодочные торпеды.

Немцев повлекло еще дальше. На свои эскадренные миноносцы они приспособили (тип 1936А и 1936А Mod) 150-мм орудия, в том числе и спаренные в башне в носу корабля.

Вторая мировая война выявила насущную необхо­димость появления еще одного типа — эскортного ми­ноносца для охранения большого количества конвоев, идущих с небольшой скоростью, охранять которые можно и не такими скоростными кораблями, как эс­кадренные миноносцы. Это были корабли водоизмеще­нием около 1500 т с сильным зенитным и противоло­дочным оружием и большим радиусом действия. До­вольно многочисленный класс, но который следует от­нести все-таки к сторожевым кораблям.

Так что, для определения типа советского эскадрен­ного миноносца примеров было хоть отбавляй, а Вторая мировая война показала необходимость каждого типа корабля и его вооружения.

 

 

НАЗАД     ВПЕРЕД