Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Расходный материал флота. Миноносцы СССР и России. А.Н. Соколов / Советские эскадренные миноносцы во время Великой отечественной войны

Советские эскадренные миноносцы во время Великой отечественной войны

Война показала, что такое — наши эскадренные ми­ноносцы. Лидеры мало чем отличались от эсминцев, так что в оценочную комиссию, которая была сразу собрана после войны, они вошли в одну группу. Чем же они отличались? За исключением одного «Таш­кента», практически ничем. На Балтике весь флот был загнан в Неву, а на Черном море с 1943 года он отста­ивался в порах Поти и Батуми, несмотря на полное превосходство на этом театре военных действий. На Севере самыми крупными кораблями были эсминцы, о качестве которых будет сказано далее. В составе наших флотов воевали лидеры пр.1 и 38 и эсминцы пр. 7 и 7У. Именно их и оценивала комиссия.

К началу войны в составе ВМФ было 54 эсминца, в постройке 47. В годы войны достроено 17 единиц, получено по ленд-лизу 9. Потеряно 34, не достроено 30. В конце войны в наличии 48 единиц.

Война заставила коренным образом изменить планы кораблестроения, исключив все крупные корабли. Только на Дальнем Востоке достроили два крейсера. Сосредоточив все силы на строительстве эсминцев и подводных лодок, абсолютно не изменили темпы строительства тральщиков и сторожевых кораблей, потребность в которых была особенно большой и к которым в довоенных планах уделялось очень мало внимания.

К промахам в строительстве эсминцев следует отнести:

-  недостаточная прочность корпусов;

- низкая мореходность (отличные скоростные качества нельзя было реализовать в «свежую» погоду);

- отсутствие достаточных запасов по нагрузке сдерживало установку новых боевых и тех-нических средств.

Что же за этим скрывалось? 

По первому пункту. Во время шторма корпуса эсминцев деформировались, на крутой волне корабли переламывались и тонули. Всю войну только тем и занимались, что подкрепляли корпуса. 

По второму пункту. Из-за низкого полубака и вообще низкого корпуса корабли постоянно заливало набегающими волнами, приводя их в небоеспособное
состояние. 

По третьему пункту. Не было никакого запаса по водоизмещению на последующие модернизации. На Северном флоте для лучшей остойчивости пришлось на ряде кораблей уложить твердый балласт, довооружить по возможности зенитной артиллерией и установить ряд дополнительного оборудования. Получив дополнительно около 400 т водоизмещения, эсминцы стали малопригодны для выполнения своих задач.

Артиллерийское и торпедное вооружение обычно относят к сильным сторонам нашего флота. Но это справедливо лишь отчасти. Не было осуществлено перевооружение кораблей зенитными автоматами 70-К. Флот вступил в войну с устаревшими, малоэффективными 45-мм орудиями. Отсюда
и огромные потери.

За всю войну эсминцы провели только две торпедные атаки на Черном море, да и те неудачно. Для них просто не было достойного противника. Просьба руководства флота
снять хотя бы один торпедный аппарат и за счет этого увеличить количество зенит­ных орудий встретила резкий отказ от руководства страны.

Отставание в торпедном оружии наметилось к кон­цу войны, когда немцы стали применять самонаводящиеся торпеды, неконтактные взрыватели.

Главным недостатком советских эсминцев являлось то, что они были слепыми и глухими. До войны они не имели радиолокационного вооружения. Во второй половине войны удалось оснастить радиолокационны­ми станциями иностранного и отечественного произ­водства только часть кораблей.

К сожалению, отечественные гидроакустические приборы обладали сравнительно невысокими качест­вами, особенно гидролокаторы активного действия.

Опыт кораблестроения в годы войны позволяет сде­лать общий вывод: флот должен строиться и поддер­живаться на современном уровне в мирное время. Ни­какие экстренные мобилизационные планы, принимае­мые и реализуемые в сжатые сроки, серьезно изменить обстановку не могут.

«Помни войну!» —этот девиз адмирала Степана Осиповича Макарова остается актуальным и сегодня.

За время воины на репутации нашего флота легли два несмываемых пятна. Первое — это «Таллинский переход», когда командующий Балтийским флотом осенью 1941 г. при эвакуации Таллина загнал караван с огромным количеством людей, оборудования, воору­жения и боеприпасов на минные поля, бросил их на растерзание немецкой авиации, уведя боевые корабли в Кронштадт.

Второе — это когда в 1942 г. командующий Черно­морским флотом отказался эвакуировать героических защитников Севастополя, отдав их в руки немцев, так как они остались практически без боеприпасов и про­довольствия. И еще большей мерзостью было то, что подводными лодками был вывезен командный состав обороняющихся.

А ведь Трибуц и Октябрьский ходят у нас в героях. Вся грудь в орденах. В их честь названы корабли. А ведь на их совести десятки тысяч опытных бойцов, которые ох как пригодились бы для последующих боев, для передачи боевого опыта массе новобранцев, ко­торых миллионами укладывали на полях сражений.

 

 

 

НАЗАД    ВПЕРЕД