Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Расходный материал флота. Миноносцы СССР и России. А.Н. Соколов / Модернизация эскадренных миноносцев проекта 30бис

Модернизация эскадренных миноносцев проекта 30бис

Советская послевоенная программа кораблестроения впечатляла. В обра­зованную по приказу Н. Г. Кузнецова комиссию для оп­ределения типов и количества необходимых кораблей вошли ведущие специалисты Военно-морской академии.

По десятилетнему плану на 1946-1955 годы к 1 ян­варя 1956 г. Советский Военно-Морской Флот должен был иметь около 400 эсминцев, в том числе: 132 боль­ших с тремя спаренными 130-мм башенными артилле­рийскими установками и 226 так называемых средних с двумя башнями главного калибра.

Всем было понятно, что наша скудная судостро­ительная промышленность не переварит и малой части такого огромного количества предполагаемых к стро­ительству кораблей. Программа была просто нереаль­ной. Как говорил наш «великий пролетарский» поэт: «Я планов наших люблю громадье...». Вот только кто и когда их выполнял?

Поэтому программу здорово скорректировали. В ней осталось всего лишь 188 эсминцев. Поскольку Ста­лин был категорически против трехбашенных кораблей, то предусматривалась постройка только «обычных» эсминцев. А что из программы в первую очередь выки­нули? Правильно! Большие эсминцы. Заодно и авианосцы, все равно их не умели строить и для нашей промышленности они были долго «тихим ужасом».

Так что средний эсминец продолжал свое победное шествие, причем не самый лучший пр. 30бис, слегка модернизированный, разработанный еще до войны.

Прошедшая война заставила серьезно задуматься наших кораблестроителей. Серьезное отставание от иностранных флотов пришлось преодолевать в облас­ти радиотехнических средств обнаружения и целеука­зания, систем опознавания, а также средств радио­электронной борьбы.

Отечественные торпеды, предназначенные только для поражения надводных целей, качественно уступали также иностранным образцам. Срочно нужно было разрабатывать самонаводящиеся торпеды и торпеды с неконтактными взрывателями.

Поскольку противолодочное оружие было пред­ставлено только глубинными бомбами, то необходимо было внедрять на вооружение реактивные бомбометы и противолодочные торпеды.

Необходимо было переходить на универсальную артиллерию главного калибра, срочно разрабатывать скорострельные зенитные автоматы, желательно мно­гоствольные.

Вначале предполагалось достроить часть кораблей по откорректированным довоенным проектам, затем приступить к строительству ограниченной серии ко­раблей по переработанным довоенным проектам с ис­пользованием освоенного промышленностью оборудо­вания, а после этого, как можно скорее начинать се­рийную постройку кораблей по новым проектам, с новым вооружением и оборудованием.

В первые годы гнали просто валом заложенные еще до войны эсминцы пр. 30К, затем — мало чем отличав­шиеся от них корабли пр. 30бис.

За короткий срок в пять лет на флоты было сдано 70 кораблей. Эсминцы этого проекта еще до окончания разработки уже были морально устаревшими, уровень их техники соответствовал концу 30-х годов.

Их основные недостатки — неуниверсальность ар­тиллерии 130-мм калибра, слабость зенитного воору­жения, отсутствие радиолокационных систем управ­ления 37-мм автоматами, несовершенство противоло­дочных средств.

Н.Г.Кузнецов считал строительство столь крупной серии эсминцев пр. 30бис одной из самых больших ошибок в послевоенном кораблестроении.

Сразу же встал вопрос об их модернизации. Пер­вые проработки перевооружения этих кораблей появи­лись уже в 1954 году. ЦКБ-53 по заданию Управления кораблестроения ВМФ разработало эскизный проект замены существующего зенитного вооружения двумя счетверенными 45-мм автоматическими артиллерийски­ми установками ЗИФ-68 с радиолокационной системой «Фут-Б» и четырьмя счетверенными 25-мм установками 4М-12П с автономным наведением. Вся новая зенитная артиллерия распологалась побортно на крыльях ниж­него мостика и у кормового котельного кожуха.

ЦКБ-53 предложило технический проект разраба­тывать по откорректированному заданию, обеспечив линейное расположение 45-мм зенитных установок, а также заменить РЛС «Риф» и «Гюйс-1М-4» на новую станцию «Фут-Н».

Откорректированный проект был рассмотрен в 1955 г. году Центральным управлением ВМФ и не реко­мендован для дальнейшего проектирования. Как основ­ная причина было указано на половинчатость модерни­зации, т.к. она не касалась замены артиллерии глав­ного калибра на универсальную, появившуюся к тому времени и устанавливаемую на пр. 41 и 56.

Правда, сразу же возникает вопрос — а встали бы универсальные орудия на данный проект? Ведь предель­но допустимая перегрузка пр. 30бис не должна была превышать 270 тонн. В противном случае из-за сни­жения запаса плавучести непотопляемость корабля при затоплении двух любых смежных отсеков уже не обеспечивалась.

И еще одно обстоятельство повлияло на принятые решения. Достигнутые к этому времени успехи в соз­дании ракетной техники породили уверенность в бес­перспективности ствольной артиллерии.

Принципиально верное решение в направлении мо­дернизации этих кораблей обернулось только потерей времени. Эсминцы пр. 30бис так и прослужили все не такое уж малое время в первозданном виде.

Следует отметить, что не был реализован ни один из разработанных в этот период проектов модерни­зации зенитного вооружения крейсеров и эсминцев отечественного флота (пр. 26, 26бис, 68бис, 79) путем замены 37-мм артустановок В-11 на 45-мм ЗИФ-68.

Ïðîåêò çàìåíû çåíèòíîé àðòèëëåðèè íà ýñìèíöå ïðîåêòà 30áèñ

Еще до окончания работ по замене зенитной ар­тиллерии на пр. 30бис была предпринята вторая попыт­ка перевооружить эти корабли, но только уже на ра­кетную технику.

В декабре 1954 года Н.Г.Кузнецовым было утверж­дено задание на перевооружение эсминцев пр. 30 «изделиями КСЩ» — первыми отечественными проти­вокорабельными ракетами. Требовалось установить две пусковые установки с системой приборов управ­ления стрельбой, 12—14 ракет КСЩ, счетверенные 45- мм автоматы ЗИФ-68.

Уже первые расчеты показали, что перегрузка при­ближалась к 500 тоннам, что было запредельным. В этой ситуации в качестве альтернативы были рассмот­рены варианты вооружения эсминцев ракетами П-15, требующих для старта малогабаритных и значительно более легких стартовых установок.

25 августа 1955 года вышло постановление Прави­тельства СССР «О создании корабля пр.60, вооружен­ного самонаводящимися самолетами-снарядами ближ­него действия П-15 в корпусе корабля пр. 30бис».

Было разработано несколько вариантов, различав­шихся количеством ракет, системой их хранения и по­дачей. Остальное вооружение было одинаковым и включало два счетверенных 45-мм автомата ЗИФ-68 с одной станцией управления стрельбой ”Фут-Б”, РЛС «Риф-Щ», «Залп-Щ» и «Парус-Н», навигационную РЛС «Нептун» и станцию поиска «Мачта-П». Торпед­ное вооружение и РБУ-2500 также имелось на всех вариантах. Разработка велась ЦКБ-53.

После рассмотрения предварительных проработок руководством ВМФ было принято решение об увели­чении калибра зенитной артиллерии. Рекомендовалось установить 57-мм автоматы ЗИФ-57. Разработка пр.60 передавалась ЦКБ-57.

Через три месяца ЦКБ-53 выдало две проработки в соответствии с заданием, а третью — инициативную. По результатам рассмотрения руководством ВМС с привлечением управлений и институтов был рекомен­дован к дальнейшей разработке третий — инициатив­ный вариант. Ракеты в нем размещались не в ангарах, а непосредственно на строенных пусковых установках, полностью заправленные топливом и готовые к старту. Полный залп мог быть произведен за две минуты, что значительно повышало вероятность поражения цели.

Пусковые установки размещались на месте тор­педных аппаратов и кормовой башни главного калибра, причем к двум из них подвешивались по две торпедных трубы для противолодочных торпед.

Ïðîåêò ïåðåîñíàùåíèå ýñìèíöà ïðîåêòà 30áèñ ðàêåòíûì îðóæèåì

К сожалению, год спустя (в 1957 г.) главком ВМФ отказался от продолжения работ по этому проекту «ввиду неперспективности комплекса П-15». Видимо, дальность действия ракет П-15 (40 км), разрабатывае­мых в основном для катеров, была признана для эсмин­цев недостаточной.

Так была угроблена еще одна — самая реальная — возможность значительно осовременить довольно большое количество эсминцев пр. 30бис.

О преждевременном отказе от установки комплек­са П-15 остается только сожалеть. Комплекс, получив развитие, поставлялся даже на экспорт, а его усовер­шенствованная модификация П-15М со складывающи­мися крыльями, запускавшаяся из контейнерной пус­ковой установки, в 70-е годы ставилась на крупных кораблях пр.56М и 61 в ходе их модернизации.

 

 

 

НАЗАД    ВПЕРЕД