Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Эскадренный миноносец проекта 41

Корабли пр. 30бис и предыдущих проектов должны были заменяться более совершенными эсминцами пр. 41. Предполагалось строительство 110 единиц. Из восьми вариантов выбрали, естественно, двухбашенный.

Корабль должен был стать этапным. Вооружение на нем было практически все новое. А главное, это был единственный у нас проект, в котором изначально был задан запас по водоизмещению на предмет воз­можной в будущем модернизации. Размеры позволяли установить и третью башню главного калибра, что прекрасно и продемонстрировало ЦКБ-53 в своей пред­варительной проработке.

Правительство утвердило техническое задание в июне 1947 г. Работа была поручена ЦКБ-53. Главным конструктором был назначен В.А.Никитин. Сложность работы заключалась в том, что большинство оружия было в стадии разработок.

Технический проект был утвержден только в сен­тябре 1949 г., после чего ССЗ №190 приступил к строи­тельству головного эсминца, названного «Неустраши­мый». Закладка состоялась 5 июля 1950 г.

С декабря 1950 г. на ССЗ № 190 и 402 было начато строительство установочной серии из четырех эскад­ренных миноносцев пр. 41. Корабль получился высо­кобортным, с минимальным количеством надстроек. Впервые все переходы осуществлялись внутри корабля.

Тактико-технические данные были следующие. Во­доизмещение полное — 3830 т, стандартное — 3010 т. Размеры: длина — 134 м, ширина — 13,6 м, осадка — 4 м. Мощность котлотурбинной установки 2x32 100 л.с. Скорость 33,55 уз. Дальность плавания 5210 миль при скорости 14 уз и 1000 миль полным ходом. Автоном­ность 20 суток. Экипаж 305 человек.

На корабле была установлена энергетическая ус­тановка нового типа. Вырабатывался пар повышенных параметров. Главная энергетическая установка раз­мещалась эшелонно в двух отсеках, разделенных про­межуточными отсеками, что существенно повышало живучесть корабля.

Новым было все артиллерийское вооружение ко­рабля. Но главный калибр был не совсем башенный. 130-мм артиллерийские установки СМ-2-1 были палуб­но-башенные, т.е. открытые сзади. Так было сделано для облегчения установки. Уж больно они получались у нас тяжелые.

Разработка этих установок началась еще в 1943 г., государственные испытания они проходили в 1950— 1951 гг. Две такие установки были установлены на пр. 41 «Неустрашимый», где и были проведены корабельные испытания в начале 1955 г. Система была принята на вооружение в 1957 г.

Система наведения осуществлялась автоматически или полуавтоматически по данным станций « Фут-Н » и «Якорь-М» связанным ПУС «Сфера-56».

Впервые радиолокационное управление стрельбой предусматривалось не только для 130-мм орудий, но и для 45-мм автоматов СМ-16. При постройке была установлена РЛС «Фут-Б», которая впоследствии была заменена, как и спаренные автоматы СМ-16 были заме­нены на счетверенные СМ-20-ЗИФ, что значительно усилило ПВО корабля.

Торпедное и противолодочное вооружение было практически тем же, что и на эсминцах пр. 30бис, толь­ко гидроакустическая станция была установлена но­вая — типа «Пегас». В дальнейшем были установлены два РБУ-2500.

Официально установки СМ-16 вообще не принима­лись. Государственные испытания СМ-20-ЗИФ прово­дились на эсминце пр. 41 «Неустрашимый» в 1955 г., на вооружение приняты в 1957 г. Всего на корабле было установлено четыре автомата.

На эсминце были также установлены два счетверен­ных 25-мм автомата БЛ-120 (Берия Лаврентий), кото­рые в 1953 г. были переименованы в 4М-120. Разраба­тывались они для тяжелых крейсеров пр.82, но затем два из них были в 1954 г. установлены на эсминце «Не­устрашимый», где и были проведены государственные испытания. Через несколько лет эти установки с кораб­ля сняли, так как они в серийное производство не пошли.

Доводка корабля проходила трудно. Испытания на­чались в январе 1952 г., во время которых выявился недобор мощности энергетической установки, отсюда снижение запланированной скорости, уменьшение дальности плавания. Выявились недостатки в компо­новке винторулевого комплекса — возникала на неко­торых режимах кавитация винтов.

После всяческих доработок, что, в прочем, естест­венно для всех проектов, корабль пр.41 «Неустраши­мый» был сдан флоту в январе 1955 г.

К этому времени руководство Минсудпрома силь­но охладело к этому проекту. Появились претензии к его слишком большому водоизмещению, что стало счи­таться неприемлимым при крупносерийном строитель­стве. Можно подумать, что стоимость постройки ко­рабля определяется в основном количеством расходу­емого металла на его корпус, а не его начинкой.

Было предложено снизить водоизмещение на 30%. Решением Политбюро (читай — Сталина) в апреле 1951 г. решено было ограничиться строительством только одного корабля и перейти на уменьшенный ва­риант с сохранением того же вооружения. При этом согласились на уменьшение дальности плавания на 30% и автономности до десяти суток.

В любом случае было решено считать пр. 41 «Не­устрашимый» опытным кораблем, разработать эсми­нец меньшего водоизмещения. Тем самым упускалась уникальная возможность сделать корабль-платформу, пригодный для дальнейшего перевооружения под но­вую технику (ракетную), обеспечив долгую жизнь та­кому прекрасному кораблю. Остальные четыре корабля были сняты со строительства, имеющиеся конструкции разобраны.

Ýñìèíåö ïðîåêòà 41 "Íåóñòðàøèìûé"

А ведь это был великолепный корабль с большими модернизационными возможностями. Дело в том, что аме­риканцы, строя свои корабли, сразу же закладывают в конструкцию дополнительно 15% свободных площадей для возможной последующей модернизации. У нас же об этом никто даже никогда и не думал. Для уменьшения водо­измещения габариты кораблей ужимали до такой степе­ни, что при постройке не всегда даже влезало то, что заду­мывалось, так как вся аппаратура, как правило, в про­цессе разработки увеличивалась как по размерам, так и по номенклатуре. А при модернизации, о которой в это время еще не думали, возникали неразрешимые проблемы.

Ýñìèíåö ïðîåêòà 41 "Íåóñòðàøèìûé"

В первый раз получили что-то более или менее приемлимое. Но это угробили на корню.

 

 

НАЗАД    ВПЕРЕД