Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Установка на эсминцы крылатых ракет КСЩ

С появлением ракетного оружия образовалась сугубо наша классификация эсминцев, это эсминец УРО (с управляемым ракетным оружием) и эсминец ЗУРО (с зенитным управляемым оружием). На каком-то коротком этапе это как-то еще можно оправдать, пока еще были живы чисто артиллерийские корабли, но ведь обратной дороги не было и все последующие эсминцы должны были быть только с ракетным оружием, причем с тем и другим.

По мере насыщения эсминцев ракетным оружием их габариты постоянно увеличивались, что вылилось у нас в появление еще одного подкласса эскадренных миноносцев — больших противолодочных кораблей, что, в общем, то не совсем верно, так как все они продолжали нести довольно мощное зенитное ракетное оружие. Самые крупные из этих кораблей стали называться ракетными крейсерами.

Наши западные «заклятые друзья» выбрали более простую классификацию и более понятную. Все корабли до 2000 т водоизмещением — корветы. В последнее время водоизмещение варьируется в сторону незначительного увеличения, корабли среднего водоизмещения остались эсминцами, все, что больше по водоизмещению (за 6000 тонн) — фрегаты. Есть и отклонения, но незначительные.

Появление первого ракетного эскадренного миноносца обусловлено разрабатываемой специально для вооружения кораблей небольшого водоизмещения крылатой ракеты (в то время: самолет-снаряд) КСЩ (корабельный снаряд щука). За основу была взята разработка авиационных ракет «Щука». Работы велись в филиале ОКБ Микояна — ГСНИИ-642 под руководством главного конструктора М.В.Орлова.

Ракета оснащалась радиокомандной системой наведения. Кроме того, в ней имелась радиолокационная головка самонаведения. И хотя дальность КСЩ по проекту должна была быть до 100 км, фактически она определялась радиолокационной станцией корабля и не превышала 30-40 км (догоризонтная видимость). Старт ракеты осуществлялся с помощью порохового ускорителя, в качестве маршевого двигателя использовался авиационный АМ-5А, которые выработали ресурс на
Як-25.

Для ракеты КСЩ была разработана ЦКБ-34 специальная пусковая установка СМ-59. Она была ангарного типа с направляющими ферменной конструкции. Установка стабилизированная, с броне­вой защитой. Запасные ракеты хранились в ангарах- погребах. Время перезарядки 8-10 минут.

Пусковая установка для ракет КСЩ

Решением Минсудпрома и руководством ВМФ от 25 июля 1955 г. ЦКБ-53 было поручено разработать проект корабля, вооруженного ракетами КСЩ с двумя пусковыми установками в корпусе эсминца пр. 56. Ко­личество самолетов-снарядов определилось в 19 единиц.

Результаты проработок показали невозможность размещения двух пусковых установок при заданном водоизмещении без резкого ухудшения мореходных ка­честв и снижения скорости, что было явно неприемлемо.

Поэтому и было принято решение срочно начать доработку эсминца пр. 57 под ракетный с двумя пуско­выми установками, больший по водоизмещению и бо­лее соответствующий заданию, ну а пока строить в корпусах пр. 56 ракетные эсминцы с одной пусковой установкой и боекомплектом из семи самолетов-сна­рядов КСЩ.

Первым кораблем, получившим ракеты КСЩ, стал эсминец пр. 56 «Бедовый», заложенный в декабре 1953 г., и с лета 1955 г. достраивающийся по пр. 56Э на ССЗ №455 в городе Николаеве. (Главным конструк­тором был О.Ф.Якоб).

В его кормовой части вместо 130-мм и 45-мм артиллерийских установок, торпедного аппарата и бом­бометов разместили поворотную установку СМ-59 с погребом на семь ракет, хранящимся в сухом виде. Заправка ракет топливом и другие предстартовые рабо­ты проводились в посту предстартовой подготовки, после чего ракета досылалась на пусковую установку.

Эсминец проекта 56Э

Помимо размещения на корабле системы управле­ния стрельбой, имелись новые радиолокационные сред­ства обнаружения и целеуказания.

Первый пуск КСЩ с корабля состоялся 2 февраля 1957 г. в районе Феодосии у мыса Чауда. Пуск был неудачным. Ракета упала в море в полутора милях от корабля. Через две недели пуск прошел удачно — ра­кета попала в корпус неподвижно стоящего недостро­енного лидера пр. 48 «Ереван» (что значит — не судь­ба!). Следующие три пуска опять были неудачными, но затем ракета попала в движущийся катер-мишень и разбила его пополам. И хотя ракеты КСЩ имели невысокую надежность, все же были приняты на воору­жение. ГСНИИ-642 было поручено в кратчайшие сроки провести работы по доработке ракеты КСЩ для обес­печения их надежности. Но вскоре все работы были переданы в ЦКБ-18 Челомею, который вел работы по глубокой модернизации КСЩ.

Работы по ракете КМ-7 были прекращены в 1958 г. в связи с их бесперспективностью, так как начинались работы по боле совершенной ракете П-5, что, в принци­пе, было верным решением.

После проведения испытаний ракеты КСЩ эсминец пр. 56Э был дооборудован по пр. 56ЭМ, в отличие от своих последующих собратьев на нем была сохранена 45-мм зенитная артиллерия.

Носовая артиллерийская 130-мм установка на «Бе­довый» вообще не устанавливалась, на ее место после государственных испытаний КСЩ при доработке по пр. 56ЭМ была установлена вторая 45-мм установка, два РБУ-2500 и в середине корпуса побортно два 533-мм торпедных аппарата для противолодочных торпед.

«Бедовый» вступил в строй 30 июня 1958 г

Эсминец проекта 56ЭМ

В дальнейшем корабельное оружие подробно осве­щаться не будет, так как уже имеется довольно много литературы на эту тему и повторяться не стоит. Прос­то было бы необходимо дать начальную информацию по этому вопросов

Отдать дань, так сказать, начинающемуся прогрес­су, нарождающемуся с таким трудом.

 

 

НАЗАД    ВПЕРЕД