Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Расходный материал флота. Миноносцы СССР и России. А.Н. Соколов / Иностранные проекты эскадренных миноносцев довоенного периода

Иностранные проекты эскадренных миноносцев довоенного периода

СССР, как всегда, пошел своим путем. На пр. 1, 7, 7У и 38 останавливаться не стоит. О них написано достаточно много и славы они нашему флоту дали ма­ло, поскольку за основу были взяты давно устаревшие итальянские проекты. Мало чем отличался и пр. 30. О пр. 30бис сам Николай Герасимович Кузнецов позднее признался, что «это была его самая большая ошибка», несмотря на то, что корабль был построен большой серией уже после войны, абсолютно без учета военного опыта.

Вся беда была в том, что Сталин абсолютно не желал строить трехбашенные эсминцы большого водоизме­щения. И вообще многим было не понятно, для какой войны проектировались все корабли. Все это, видимо, делалось на дальнюю перспективу. Делалось бессис­темно, без учета военных требований, из того, что было. Порой закладывалось и то, чего еще и не было (вооружение, оборудование). Военные моряки не участвовали в стратегическом планировании и жили обособленно, замыкаясь только на Сталина.

С другой стороны и Сталина можно было понять. До эскадр еще было ох как далеко, а для внутренних морей сгодились бы эсминцы и небольшого водоиз­мещения. Главное было готовить кадры. Вот только во Второй мировой войне этот флот особо не показал себя, а с 1943 г. Сталин вообще запретил большим кораблям выходить в море.

На долгие годы был выбран эдакий усредненный тип корабля: компактный, двухбашенный, с небольшой дальностью действия. Никаких малых эсминцев, ника­ких больших. Есть подозрение, что и в угоду промыш­ленности. Строить серию кораблей значительно легче.

Был и еще один великолепный пример для подра­жания. Дело в том, что так называемая «миссия Иса­кова» в США в 1938 г. занималась не только возмож­ностями проектирования линейных кораблей и постав­ки в СССР необходимого для флота оборудования, не производимого в стране, но и был заказан фирме «Джибби энд кокс» (а не «Гиббс», как у нас пишут в ряде изданий) проект эскадренного миноносца, кото­рый и был быстро реализован.

Так называемый «проект 1939 года». При водои­змещении 1800 т корабль был великолепно вооружен. На нем было шесть 127-мм орудий (в трех двухорудийных башнях), восемь 37-мм орудий, восемнадцать 12,7-мм крупнокалиберных пулемета и два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата. Эдакая классика. Решались воп­росы о строительстве линкоров и миноносцев как в США, так и с их помощью на наших верфях.

1524-2-large

А в конце 1939 г. в связи с нападением СССР на Финляндию, наша страна была с позором исключена из Лиги Наций. Со стороны США в том числе было наложено на СССР «моральное эмбарго». Все сотруд­ничество в военно-морской сфере было прекращено. Но ведь разработанные проекты остались.

Тайное сотрудничество вяло продолжалось, но это был уже совсем другой уровень.

И так продолжалось до нападения Германии на СССР.

Единственным положительным результатом, дос­тигнутым в этот период, была закупка механической установки фирмы «Вестингауз» для доработанного про­екта эсминца пр. 30, получившего индекс 30А. Да и то, изготовление и доставка закупленных механизмов за­тянулась, а начавшаяся война поставила на всей работе крест. При эвакуации из Николаева часть оборудова­ния была утрачена, реализовать пр. 30А не удалось и пришлось вновь корректировать проект, заодно повы­сив прочность корпуса и усилив зенитное вооружение.

Единственным кораблем, соответствующим миро­вому уровню на то время, построенным в довоенный период, стал лидер пр. 20 «Ташкент», построенный в Италии фирмой «Орландо» для Советского Союза. Это было апогеем сотрудничества с фашистской Ита­лией в области военно-морской тематики, которое началось в начале 30-х гг. с так называемой «миссии Бжезинского». Тогда была приобретена масса черте­жей практически всех типов кораблей, заказана масса оборудования и вооружения и были куплены два сто­рожевых корабля для Дальнего Востока в 1935 г., наз­ванные впоследствии «Киров» и «Дзержинский».

При большом водоизмещении «Ташкент» был явно недовооружен, поэтому следующие три корабля, наме­чавшиеся к постройке уже в Советском Союзе должны были быть несколько видоизменены. На так называемых лидерах «И» добавлялась еще одна башня главного калибра, вместо трех трехтрубных торпедных аппаратов должны были быть установлены два пятитрубных, разрабатываемых в то время. Изменилось и зенитное вооружение. Два корабля должны были быть заложены на ССЗ № 190 в Ленинграде и один на ССЗ № 198 в Николаеве. Им были присвоены заводские номера. Головной корабль уже получил название «Баку». Но закладку осуществить не удалось, хотя работы велись ударными темпами. Работы остановили на стадии завершения планирования из-за больших трудностей в переработке итальянских чертежей и различия в технологии постройки. Кроме того, что было явно главным, необходимо было налаживать производство у себя недостающего оборудования и механизмов.

1526-2-large

«Ташкент», первоначально предназначавшийся для Балтики, из-за войны в Испании и невозможности про­хода через Гибралтар, был переведен итальянским эки­пажем на Черное море в Одессу. После пробных выхо­дов в море в мае 1939 г. был принят нашим экипажем. Вооружение устанавливалось в Николаеве. Вначале оно было нештатным из-за неготовности 130-мм башен. Первоначально установили одноорудийные 130-мм ар­тиллерийские установки (АУ), как на эсминцах пр.7 и 7У и 45-мм зенитные орудия. Штатные башни Б2-ЛМ установили в 1941 г. буквально накануне войны, тогда же установили вместо 45-мм пушек 21К зенитные авто­маты 37-мм 70 К.

1525-3-large

«Ташкент» был единственным кораблем, который во время войны до момента своей гибели отрабатывал по полной программе, показав свои хорошие мореходные качества. При довольно-таки большом водоизмещении великолепно маневрировал, успешно ведя бои с само­летами. Кроме того, перевозил людей и грузы, конвои­ровал транспорты, успешно стрелял по берегу. Проз­ванный «Голубым крейсером» был просто красавцем.

 

 

 

НАЗАД     ВПЕРЕД