Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Расходный материал флота. Миноносцы СССР и России. А.Н. Соколов / Большие противолодочные корабли проектов 1134А и 1134Б

Большие противолодочные корабли проектов 1134А и 1134Б

Следом идут по тогдашней доктрине, в основном направленной на борьбу с подводными лодками, узкоспециализированные большие противолодочные кораб­ли пр. 1134А и пр. 1134Б. И нежелательно пропускать их. И если взять за основу старую классификацию ми­ноносцев: малые - средние — большие, то оба эти корабля нужно причислить к большим эскадренным миноносцам с узко заданными задачами. А если учесть, как в будущем разрослись по размерам эсминцы, то тем более.

А когда зенитные ракеты стали способными стре­лять и по надводным целям, то корабли этих проектов вообще стали универсальными.

Корабль пр. 1134А разрабатывался в Северном ПКБ под руководством главного конструктора В.Ф.Аниниева. Поскольку в соответствии с кораблестроитель­ными программами, которые разрабатываются на деся­тилетний период, под них разрабатываются и новые виды вооружения, то на пр.1134А предполагалось устанавливать успевающие к этому сроку и образцы нового оружия.

Все десять кораблей строились на Северной верфи в Ленинграде и были введены в строй с 1969 г. по  1977 г. Головным был «Кронштадт», который вступил в строй 29 декабря 1969 года. За ним последовали: «Адмирал Исаков», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Макаров», «Маршал Ворошилов» (с 1991 г. «Хаба­ровск»), «Адмирал Октябрьский», «Адмирал Исаченков», «Маршал Тимошенко», «Василий Чапаев», «Ад­мирал Юмашев».

Тактико-технические данные пр.1134А были сле­дующие. Водоизмещение: стандартное — 5600 т, пол­ное — 7600 т. Размеры: длина — 159 м, ширина — 16,8 м, осадка — 5,8 м. Котлотурбинная установка представ­ляла собой сдвоенный агрегат (2x45000 л.с.). Скорость 32 уз. Дальность плавания 18-узловым ходом 5000 миль. Автономность 30 суток. Экипаж 330 человек.

Вооружение: два ЗРК «Шторм» с системой наведе­ния «Гром», 2x2 — 57-мм автомата АК-725 с РЛС «Барс», четыре 30-мм автомата АК-630 с РЛС «Вымпел», 2x5 — 533-мм торпедных аппарата, два РБУ-6000, два РБУ-1000, вертолет Ка-25, базирующийся в корабельном ангаре.

БПК проекта 1134А

Проект 1134А очень понравился всему руководству и для скорейшего насыщения флота было предложено развернуть его строительство в Николаеве. Оттуда поступило встречное предложение: поскольку котло- турбинные установки строились в Ленинграде, а в Ни­колаеве было освоено изготовление газотурбинных ус­тановок, доработать проект под газотурбинные уста­новки. Предложение было принято и, как оказалось, совершенно напрасно. В результате переработки полу­чился совершенно новый корабль, но для сглаживания ситуации ему присвоили номер: проект 1134Б.

Поскольку корабль получился значительно больше, то и строился он медленнее. Всего в серии было 7 единиц. Все корабли пр. 1134Б строились в Николаеве на заводе имени 61 коммунара. Были введены в строй с 1971 г. по 1979 г. Головным стал «Николаев», пре­данный флоту 31 декабря 1971 г. Далее последовали: «Очаков», «Керчь», «Азов», «Петропавловск», «Таш­кент», «Таллин» (с 1990 г. «Владивосток»).

БПК проекта 1134Б

Поскольку по этому проекту написано столь много, то даже как-то неловко повторяться. И еще, я думаю, будет много написано и отдельно издано.

Водоизмещение корабля выросло: стандартное — до 6700 т, полное — до 8500 т. Размеры: длина — 173,4 м, ширина — 18,5 м, осадка — 5,7 м. Мощность газотурбинной установки составляла 2x20000 л.с. + вспомогательная в 6000 л.с. Скорость 32 уз. Дальность плавания 18-узловым ходом 7100 миль. Автономность 30 суток. Экипаж 420 человек.

В дополнение к вооружению пр.1134А на пр. 1134Б был добавлен комплекс ЗРК самообороны «Оса». Две установки побортно. Кроме того артиллерийские ус­тановки АК-725 были заменены на 76-мм АК-726 с за­меной РЛС наведения «Барс» на «Турель». Замена калибров орудий считается верным шагом.

Справедливости ради нужно сказать, что РЛС «Вымпел» для 30-мм автоматов АК-630 запаздывала с разработкой и первые корабли пр. 1134А и пр.1134Б ходи­ли без станций наведения, стреляя только через «колон­ку». Государственные испытания «Вымпела» закончи­лись в 1973 г. и система стала поступать только с 1974 г.

В процессе строительства «Азов» был переобору­дован по пр.1134Б для проведения отработки и испыта­ния опытного ЗРК нового поколения С-300Ф «Форт». Был снят бортовой ЗРК «Шторм» и РЛС «Гром» и заменены пятитрубные торпедные аппараты на новые двухтрубные. Корабль был сдан флоту в декабре 1975 г.

На «Очакове» была установлена для проведения ис­пытаний неимоверных размеров РЛС «Подберезовик».

«Керчь» стоит уже несколько лет на Севморзаводе в Севастополе на глубокой модернизации, но дело, кажется, застопорилось.

Остальных кораблей, после снятия с вооружения ЗРК М-11 «Шторм», проектов 1134А и 1134Б уже нет. 

Развития проекты не получили, а такие были кра­сивые корабли. Проект 1134А считался вообще самым красивым кораблем нашего флота.

 

 

НАЗАД    ВПЕРЕД