Вторая попытка еще более поучительная. В 1995 г. был объявлен конкурс на фрегат небольшого водоизмещения. На большой размах еще не было сил. Конкурсная комиссия выбрала проект, предоставленный ЦКМБ «Алмаз». Основой выбора было то, что «алмазовцам» удалось разместить больше вооружения, чем остальным, и они приступили к разработке пр. 1244 «Гром». Главным конструктором был Л.В.Ельский, В.Г.Гаврилов.
Головной «Новик» был заложен 27 июля 1997 г. на заводе «Янтарь» в Калининграде, за ним должны были последовать «Рюрик» и «Пересвет».
Поскольку большинство вооружения предполагалось новое, то при проектировании не учли главного, что разработки вооружения дают габариты и количество рубочного оборудования одно, на деле получаются совершенно другими, причем в большую степень, все постоянно дорабатывается и перерабатывается, многое не получается вообще. Похоже, так получилось с системой «Полимент-Редут». Короче — многое не влезало. Да тут еще дефолт, который все угробил в 1998 г. Строительство корабля, начатое под барабанный бой, салют и звон стаканов с криками «Ура» и воплями о корабле XXI века, тихо угасло.
А тактико-технические данные предполагались весьма приличные. Водоизмещение: стандартное — 2500 т, полное — 2900 т. Размеры: длина — 121 м, ширина — 14,1 м. Двигательная установка газотурбинная, две маршевых турбины в 12000 л.с. и две форсажные в 37 000 л.с. Суммарная мощность 49000 л.с. Скорость 30 уз. Дальность плавания 12-узловым ходом 4700 миль, при скорости 20 уз. — 2500 миль. Автономность 30 суток. Экипаж 165 человек.
Вооружение: 6x3 ПУ ПКР «Оникс»; 8x8 ПУ ЗУР «Полимент»; 1x8 ЗУР «Игла»; одна 100-мм артиллерийская установка А-190; одна двухствольная 30-мм установка «Рой» (АК-630-2); 2x4 ПУ «Медведка»; вертолет Ка-27.
Есть в проекте один существенный недостаток. Дело в том, что для ПКР «Оникс» не нашлось другого места, кроме как по бокам вертолетного ангара в одном блоке надстройки над палубой, а не в корпусе. А ведь в ангаре хранится довольно большой запас топлива для вертолета. Все это вместе представляет собой плохо защищенную, постоянно возимую на себе бомбу огромной мощности. Все это конкурсная комиссия не могла не заметить, она ведь состояла не из мальчиков из музыкальной школы. Складывается впечатление о какой-то заинтересованности в пользу ЦМКБ «Алмаз».
В любом случае, сведений о том, что «Новик» был спущен на воду, нет. Получается, что он уже почти десять лет стоит на стапеле в ожидании своей участи.
В 2004 г. принято решение о переделке корабля в учебный с возможностью испытаний на нем новых образцов вооружения. Корабль получил новое название — «Бородино». Постановлением определена переработка проекта со сроком окончания работ 2008 г. Учтя прежний опыт, складывается впечатление, что он не будет достроен никогда. Но работа кипит и ЦМКБ «Алмаз» на всех выставках предлагает все новые и овые проекты на базе пр. 1244. Рыночная экономика обязывает, а вдруг кто-то клюнет.
Сам Калининградский завод «Янтарь» уникален в своем роде. У него один недострой, второй, третий, а он набирает новые и новые работы. Заложили новый десантный корабль, отобрали у Балтийского завода строительство фрегатов пр. 11356 для Индии, строят в кооперации с Германией патрульные суда пр. 6457, а ведь каждый кусок железа, доставляемый в этот анклав, образовавшийся после распада СССР, становится золотым, ведь нужно везти через Белоруссию и Литву, а с Литвой постоянно проблемы. Сейчас придумали возить из Санкт-Петербурга (Усть-Луги) морем, на пароме, через половину Балтийского моря. Как говорится, тоже «не ближний свет». Или теплится надежда, что снова не достроят, а денежки «тю-тю». Наладили на заводе отверточную сборку автомобилей из привозных деталей и узлов, вот и зарабатываем тихо и мирно. И расширяться есть куда, площади позволяют.