Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / Расходный материал флота. Миноносцы СССР и России. А.Н. Соколов / Миноносцы проектов 37 и 37Д для массовой постройки

Миноносцы проектов 37 и 37Д для массовой постройки

На случай войны Наркоматом ВМФ был составлен мобилизационный план, который ежегодно корректи­ровался. По этому плану предполагалось в первый ме­сяц войны отмобилизовать и вооружить транспортные и промысловые суда в интересах военного флота. Фор­сировать достройку больших кораблей и увеличить вы­пуск эсминцев, подводных лодок, малых боевых ко­раблей и катеров.

Реальная обстановка сложилась иначе. Все планы рухнули из-за того, что значительная часть территории страны оказалась в зоне оккупации противника. В ней оказалось 40% населения и огромные промышленные мощности. Валовая продукция всей страны уменьши­лась более чем в два раза. Выпуск проката черных ме­таллов сократился в 3 раза, а цветных даже в 430 раз. Алюминий исчез практически полностью.

Велась спешная эвакуация заводов и недостроен­ных кораблей из Николаева, Ленинграда и Киева. Часть кораблей в Николаеве и Киеве была оставлена противнику, так как в августе 1941 г. они были сданы немцам. Ленинград оказался в блокаде.

Здесь уже было не до строительства новых кораб­лей. С трудом справлялись с ремонтом поврежденных.

Другим фактором, определившим невозможность выполнения предвоенных планов, стало переключение многих судостроительных предприятий и заводов - смежников на выпуск боеприпасов, вооружения и тех­ники для сухопутной армии, так как справедливо счита­лось, что именно там и решается все.

Постепенно придя в себя от шока, перебазировав частично судостроительную промышленность, открыв новые производства, прис-тупили к достройке кораб­лей небольшого водоизмещения, вплоть до эсминцев. На Дальнем Востоке достроили даже два крейсера. Но всем было ясно, что восполнять боевые потери, которые были огромны, при существующих мощностях просто невозможно. И тут сказали свое слово союзники. По ленд-лизу в 1943-1945 годах было получено 28 фрегатов, 95 тральщиков, 138 больших и малых охотников, 202 тор­педных катера и множество вспомогательных судов.

Отечественную судостроительную промышлен­ность выручили поставки американских и английских судовых двигателей. За время войны в СССР поступило 3650 дизелей и 6746 бензиновых судовых моторов. Пос­тавлялись зенитные пушки и пулеметы, минно-тральное вооружение, противолодочное, было отправлено более тысячи комплектов радио-локационных станций, гидроакустическая аппаратура, тысячи кора-бельных, береговых и самолетных радиостанций, телефонных комму-таторов. Значительно увеличился и автопарк ВМФ. Все оборудование требовало высококачествен­ного горючего и смазки, что и поставлялось в требуе­мом количестве. И это только для флота.

Неожиданно выявился отрицательный фактор. Массовое появление импортной техники потребовало повышения культуры обслуживания механизмов и уст­ройств. А с этим у нас всегда было туго, что приводило к задержке ввода в строй вновь строящихся кораблей. Отвлекаясь от темы, хочется сказать, что с культурой у нас туго и сейчас, хотя техники своей, что называет­ся навалом. Культура не растет потому, что по сей день в нее никто не вкладывает ни копейки, а в послед­нее время она даже падает. Поглядите сколько у нас бомжей и беспризорников, и это при катастрофичес­ком понижении рождаемости.

Ну, это к слову.

Огромное значение ленд-лиза еще и в том, что он дал мощный толчок к развитию нашей техники. Было на что посмотреть. Оборудование поставлялось современное и было на порядок выше по качеству, чем наше. Многое у нас не производилось вообще.

Многие отечественные корабли и суда постройки военных лет в большей степени оснащались ленд-лизовской техникой. Более одной трети боевых катеров были снабжены главными двигателями американского производства. Авиация ВМФ имела в своем составе 25% самолетов, полученных от союзников. ВМФ с 1944 г. достаточно широко стал применять радиолокационные станции и эффективную гидролокационную технику.

Несмотря на сложившееся тяжелое положение и острую нехватку кадров военно-морская наука продолжала свою интенсивную деятельность. Помимо решения проблем, необходимых для нужд непосредственно военных действий, продолжалось и проектирование военных кораблей, в том числе и миноносцев.

Первой родилась идея создания миноносца массовой постройки, небольшого и дешевого, что, как считалось, прежде всего, необходимо, и что было на самом деле большой глупостью. Во-первых, все варианты предложенного проекта представляли уменьшенную копию только что развернутого строительством сторожевого корабля пр. 29, с тем же составом вооружения и, стало быть, ухудшенными тактико-техническими данными и явно не тянули на миноносец с его задачами. И, во-вторых, в условиях военного времени, конечно же, не удалось бы развернуть его строительство, так как с трудом достраивали и то, что уже было заложено.

Корабль имел в различных вариантах водоизмещение: стандартное — 640—800 т, полное — 710—900 т. Размеры: 74x9x2,35 м. Мощность двигателя 11000-14000 л.с. Скорость — 25 уз. Вооружение состояло из одноствольных 100-мм артиллерийских установок Б-34 или двухствольных Б-54; 3—4 — 37-мм автоматов до четырех сдвоенных 12,7-мм пулеметов; 1x3 — 533-мм ТА; двух бомбометов БМБ-1.

После долгих обсуждений проект тихо похоронили. Поскольку считалось, что для стесненных районов Балтийского и Тихоокеанского театров требуется малый миноносец, то этот тип миноносца пр. 37 был включен в план проектирования 1942 г. Даже два типа, один пр. 37, другой пр. 37Д (дизельный). Главное условие — для унификации проектировать в корпусе уже строящихся эскадренных тральщиков пр. 59. Разработано было, как принято, несколько вариантов, различающихся в основном расположением главной артиллерии. Пр. 37Д был однотрубным, второе орудие располагалось в центре корпуса.

Миноносцы  для массовой постройки. Вариан 3

Вооружение пр. 37 состояло из трех 130-мм орудий Б-13, четырех спаренных 37-мм автоматов и четырех спаренных 12,7-мм пулеметов, одного трехтрубного 450-мм торпедного аппарата. Для борьбы с подводными лодками предусматривались два бомбомета, бомбосбрасыватели, 22 больших и 26 малых глубинных бомб. Главная энергетическая установка была взята с пр. 29, строящегося сторожевого корабля, которая должна была обеспечивать скорость 31 уз. и дальность плавания 3000 миль ходом 12—14 узлов. Матросы и старшины размешались в кубриках на подвесных койках, которые днем убирались.

Миноносцы проектов 37

До 1945 г. данный проект дообсуждали и довидоизменяли до того, что он, в конечном счете, превратился в сторожевой корабль. Дальнейшего продолжения это тактико-техническое задание не получило.

 

 

 

НАЗАД    ВПЕРЕД