Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Аральская флотилия 1847-1883 гг.

Ещё в 1739 г. хан Абулхаир и знатные старейшины Малой Киргиз­ской орды попросили русских для защиты этих земель от джунгар соору­дить на Сырдарье крепость-порт и организовать военную флотилию. Но из-за больших трудностей со снабжением из России в то время этого сде­лать не удалось. Только после того как в середине XIX века прикаспийские туркмены приняли русское подданство, в Санкт-Петербурге решили орга­низовать паровой флот на Аральском море.

В 1847 г. по пустыне к берегам Аральского моря, в укрепление Раим, двинулся огромный караван. На полутора тысячах башкирских телег, зап­ряженных верблюдами, размещались узлы и детали для шхун «Николай» и «Константин». Караван охраняли рота пехотинцев, две казачьи сотни и дву­хорудийная батарея. Подобные меры предосторожности были вызваны частыми нападениями хивинцев и мятежного казахского султана Кенесары Касымова.

Возглавлял экспедицию лейтенант А.И. Бутаков — представитель из­вестной династии русских моряков.

Прибыв в Раим, русские матросы уже в начале зимы собрали и спус­тили на воду парусные шхуны. Трудная зима с морозами до 20 — 28 °С и частыми буранами, сильная лихорадка и цинга значительно сократили гарнизон Раима. Но шхуны все-таки удалось оснастить и вооружить всем необходимым, а для выполнения обязанностей матросов прибыли 36 сол­дат из четвертого оренбургского линейного батальона.

Пополнив экипажи и погрузив необходимые запасы, маленькая фло­тилия двинулась из устья Сырдарьи вдоль берегов Аральского моря.

Составив первую карту Аральского моря, А.И. Бутаков приобрел миро­вую известность как выдающийся ученый-географ. К отчетным материалам экспедиции был приложен альбом с рисунками берегов Аральского моря, прекрасно выполненными Тарасом Шевченко в кампаниях 1848 и 1849 гг.    

10 ноября 1849 г. капитан-лейтенант Бутаков уехал в Оренбург, а за­тем в Швецию, где предполагалось заказать пароход для Аральского моря.

В 1852 г. через Оренбург на Аральское море в разобранном виде были доставлены пароход «Перовский» и паровой баркас «Обручев». Пароходы отличались чрезвычайно малой осадкой. Для морского плавания предус­матривалось использовать выдвижные кили.

1823

Весной следующего года пароходы спустили на воду, и А.И. Бутаков, назначенный начальником созданной им же Аральской флотилии, совер­шил первое в истории плавание вверх по Сырдарье. Пароход «Перовский» оказал русским войскам существенное содействие при взятии кокандс- кой крепости Ак-Мечеть, переименованной затем в форт Перовский (ныне Кзыл-Орда).

1824

После взятия Ак-Мечети хивинцы уже не смели переправляться че­рез Сырдарью и грабить казахские племена, принявшие русское поддан­ство. Нужно отметить, что казахи по собственной инициативе до основа­ния срывали после взятия более мелкие крепости, расположенные на бе­регах этой реки.

В 1858— 1859 гг., содействуя русской научно-дипломатической мис­сии в Хиве, в состав которой входили астроном О.В. Струве (впоследствии директор Пулковской обсерватории) и будущий изобретатель первого в мире самолета лейтенант флота А.Ф Можайский, А.И. Бутаков осуществил первое в истории гидрографическое исследование Амударьи. Под­нявшись на пароходах вверх по течению до города Нукуса, он произвел тщательную съемку этой капризной реки.

Появление в водах Средней Азии невиданных до того времени паро­вых судов произвело потрясающее впечатление на местное население.

   Сатры и хивинцы боялись пароходов больше чумы и убегали подальше от берега при их появлении.

В 1862 г. были спущены на воду пароходы «Арал», «Сырдарья», а в 1863 г. -- плавучий понтонный док. В течение 1862— 1863 гг. Бутаков снова произвел съемку Сырдарьи выше форта Перовск в глубине Ташкентских владений. В конце 1863 г. Алексея Ивановича отозвали в Петербург, где он в чине контр-адмирала некоторое время работал в Морском ученом коми­тете.

Кораблестроительный департамент русского морского ведомства в 1866 г. принял решение об усилении Аральской флотилии пароходом «Самарканд», заказанным бельгийскому обществу «Кокериль». Бутаков тщательно изучил проект парохода, который сочли подходящим для ус­ловий рек Средней Азии, но по требованию Бутакова на нем установили носовой руль, чтобы пароход мог маневрировать вперед и назад.

Корпус парохода доставили в Петербург в конце июля 1866 г. и в авгу­сте отправили в Самару. «Самарканд» совершил своё первое плавание по Сырдарье в 1869 г. В 1879 г. пароход отличился тем, что под командованием капитан-лейтенанта Брюхова дошел до Ходжа-Соляра и доказал, что река Амударья в верховьях также доступна для плавания.

Ïàðîõîä "Ñàìàðêàíä"

Нужно отметить, что это плавание имело большое значение для рус­ского парового судоходства на водах Средней Азии. Дело в том, что Аму­дарья, которая начинается в горах Памира и полноводность которой зави­сит от таяния ледников, отличается быстрым и своенравным течением, прихотливо извивающимся и часто меняющимся руслом. В верховьях скорость течения достигает 19,2 км/ч., зачастую ударяясь о берег, река просто смывает его, фарватер преграждают мели, перекаты, пороги. Ещё более коварна Сырдарья, более мелководна и непредсказуемо меняющая свое русло. Команда парохода могла лечь вечером спать под мерное жур­чанье воды, а утром проснуться в полной тишине среди песков...

Именно такую злую шутку Сырдарья сыграла с пароходом «Самар­канд» в навигацию 1873 г. Спас пароход зауряд-сотник Кулбай-бек. Вмес­те с казахами своего аула он построил плотину вокруг севшего на мель судна, прорыл канал и вывел по нему «Самарканд» на глубокую воду.

Через несколько лет несчастье постигло этот пароход у форта Перовск. В ночь с 15 на 16 января 1881 г. «Самарканд» полупил пробоину и лег на дно реки, которое в этом месте имело уклон 32°. Над поверхностью воды тор­чали кожух левого колеса, дымовая труба, половина мостика и средняя часть левого борта.

Обычные методы судоподъема — при помощи понтонов, под которые можно было приспособить баржи, в этом случае не годились. Водолазы не могли работать в полной темноте мутных и быстрых вод Сырдарьи. Кул­бай-бек согласился и на этот раз построить плотину, запросив 6 000 руб. Сумма по тем временам немалая, но Кулбай предполагал выполнить рабо­ту за 30 дней при ежедневном участии 310 человек. У начальника Аральс­кой флотилии имелось только 2 000 руб. Соглашение не состоялось и ран­ней весной казахи отправились на кочевья.

Из Казалинска в первых числах апреля прибыл корабельный инженер флотилии подпоручик А.Г. Бетхер. Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. он удачно поднял на Дунае два турецких броненосца, затонувших у Никополя. Попытки вытащить пароход по каткам при помощи талей, браги и трех шпилей с ручным приводом ни к чему не привели. Корпус основа­тельно затянуло илом, и брагу завести не удалось. Строительство плотины также было безуспешно. Течение разносило щиты и мешки с песком.

Матросы работали на 13 ручных помпах. Казахи отливали воду черпа­ками. Однако в плотине обнаружились многочисленные протечки. Через три дня отлив прекратили и на плотину пригнали несколько сот верблю­дов, чтобы те, толпясь на плотине, её утрамбовали. Однако течь продолжа­лась. Места протечек огораживали плетнями, забивали мешками с песком и укрепляли вбитыми в грунт жердями.

До 21 ноября продолжалась круглосуточная откачка, но уровень воды остановился на отметке 2,14 м. К этому времени морозы достигли 25 "С. Пронизывающий ветер не позволил продолжить работы, и казахов отпус­тили по домам.

В 1882 г. предполагалось использовать на откачке воды уже 300 мат­росов, две баржи и пароход «Сырдарья», а водоотливные средства уси­лить двумя паровыми помпами с плавучего дока флотилии. Однако не­бывалое до того весеннее половодье затопило лагуну и повредило пло­тину. Поэтому от дальнейших работ по подъему «Самарканда» при­шлось отказаться.

Из-за мелководности и изменчивости фарватера Сырдарьи паро­ходные рейсы здесь носили случайный характер, отнимали много времени и обходились очень дорого. Исходя из этого, в 1883 г. Аральскую флотилию при­шлось упразднить Часть её имущества передали Амударьинской флотилии, решение о создании которой последовало в 1885 г. в связи с намерением Мини­стерства путей сообщения продолжить Закаспийскую железную дорогу до Каахка (до пересечения с Амударьей у Чарджуя), а затем до Самарканда.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД