Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Бронемашины

Боевые механические колесницы создавались около двадцати лет. История бронеавтомобиля началась в 1885 г., когда французский инже­нер Бо-де-Рота усовершенствовал появившейся еще в 1860 г., двигатель внутреннего сгорания. И уже на следующий год германская фирма Бенц выпустила первый в мире автомобиль.

В 1902 г английский инженер Фредерик Роберт Симс поставил бро­неавтомобиль на шасси грузовика. Два пулемета устанавливались в от­крытом сверху корпусе, а для безопасного наблюдения за полем боя имел­ся перископ. По хорошим дорогам машина двигалась со скоростью до 25 км/ч и сразу же после окончания испытаний приняла участие в англо­бурской войне 1901 — 1902 гг.

На эту новую технику многие военоначальники вначале смотрели скептически, как на некую колониальную экзотику, которая не найдет своего применения в Европе. Поэтому значительным этапом в развитии боевых машин следует считать австрийский бронеавтомобиль «Австро-Даймлер», построенный в 1904 г. по проекту Пауля Даймлера. Созданный им броневик кардинально отличался от открытых сверху машин колони­ального типа, стрельба из которых велась поверх вертикального борта. Впервые в мире шасси «Австро-Даймлера» имело привод на все четыре колеса, а на крыше полностью бронированного корпуса стояла вращаю­щиеся пулеметная башня полусферической формы. Для обеспечения хо­рошего обзора водителя и его помощника при передвижении вне боя их сиденья могли подниматься. При этом появлялась возможность вести на­блюдение через открытый люк в крыше кабины. Во время боя для этой цели использовались смотровые щели. Компоновка корпуса боевой ма­шины и схема бронирования многократно повторялась конструкторами других стран вплоть до 2-й пол. XX в.

Первые бронеавтомобили для русской армии изготовила в 1905 г. фран­цузская фирма «Шарон, Жирардо и Вуа» по проекту подъесаула Сибирс­кого казачьего войска князя М.А. Никашидзе. Эти машины строились для войны с Японией.

С начала мировой войны дальнейшую разработку бронетехники во­енное руководство России поручило Морскому министерству, которое имело несравненно больший опыт создания бронированных машин, чем сухопутные силы. Корабелы приступили к строительству пушечных бро­неавтомобилей и даже спроектировали плавучую самоходную артилле­рийскую установку, вооруженную 203-мм гаубицей.

Благодаря усилиям Морского министерства на Русско-Балтийском (г. Рига), Ижорском, Путиловском и Обуховском заводах (г. Петроград) развернули серийное производство бронеавтомобилей для армии.

При создании боевых машин использовались шасси легковых и грузо­вых автомобилей, на раму которых устанавливали броневой корпус с воо­ружением. В то время отечественные автомобили выпускал только Русско-Балтийский завод, построивший с 1908 по 1914 гг. около 450 машин. Поэто­му широко применялись автомобили иностранного производства.

Осенью 1914 г. Путиловский завод приступил к проектированию, а затем начал производство пушечно-пулеметных бронеавтомобилей «Гарфорд», которые по своим тактико-техническим данным и способу исполь­зования можно считать своеобразными самоходными артиллерийскими установками того времени. Первый армейский бронеавтомобиль «Гарфорд» вошел в строй в апреле 1915 г.

Грузовой автомобиль «Гарфорд», примененный д\я этой цели, пред­ставлял собой 4-тонную машину, с мотором мощностью 30 сил, обладаю­щую 4-мя скоростями вперед и одной назад. Наибольшая передняя ско­рость с полной нагрузкой равнялась 18,14 км/ч, наименьшая — около 4,8 км/ч, а задняя — 3,2 км/ч. Дальность хода по шоссе — 100— 120 км. Масса автомобиля с шасси, мотором и колесами при снятой шоферской будке и без деревянной платформы составляла 3.936 кг.

1832

Для того, чтобы дать возможность сооруженному автомобилю дви­гаться на позиции с полной скоростью как вперед, так и назад, не пово­рачиваясь, на вале мотора стояла специальная переводная муфта, управ­ляемая особым рычагом из будки водителя. При помощи этой муфты все 4 передние скорости автомобиля могли переключаться на задний ход (при этом задняя скорость обращалась в переднюю). Таким образом, бро­неавтомобиль стал обладать пятью скоростями вперед и теми же пятью скоростями назад, из которых наибольшая равнялась 18,14 км/ч, а наименьшая — около 3,2 км/ч. Для возможности управления автомобилем при заднем ходе в шоферской будке имелся особый зеркальный отража­тель, позволявший водителю видеть дорогу сзади машины.

Двигатель имел пневматический пуск из кабины водителя, чем устра­нялась необходимость подвергать прислугу опасности при запуске мото­ра от руки под неприятельским огнем.

Освещение — электрическое, от аккумуляторной батареи напряже­нием 12 V, питаемой от динамо-машины, располагавшейся между рама­ми, под карданным валом.

Наружное освещение составляли: прожектор в 50 свечей, два борто­вых фонаря мощностью по 25 свечей, передний и задний фонари по 16 свечей. Внутри автомобиля имелись три 5-свечные лампочки (из них две в шоферской будке и одна — в пушечной башне). Кроме того, в кабине во­дителей и в пулеметном отделении предусматривались штепсельные разъемы д\я переносной лампочки в 16 свечей.

Помимо электрического освещения имелось еще запасное — кероси­новое, состоящее из двух передних фонарей и одного заднего. Запас керо­сина в 8,19 кг хранился в шоферской будке.

Бронирование состояло из 6,5 мм стальных листов, крепившихся на железном каркасе, приклепанном к раме и образующем три отдельных сообщающихся между собой помещения. В передней части над мотором располагалась броневая кабина водителей, в которой сосредотачивались все приборы и механизмы управления автомобилем.

Бензобак располагался под сидениями шофера и его помощника.

Среднюю часть занимало пулеметное отделение, в котором кроме 2 пулеметов находился зарядный ящик на 32 патрона для 76-мм пушки, а также шкафчики для хранения 45.000 пулеметных патронов. Среднее по­мещение отделялось от шоферской будки парусиновыми шторами или подвесными листовыми щитами.  

  Вся задняя часть автомобиля предназначалась для 76-мм пушки, вра­щавшейся на тумбе и защищенной броневой башней. В башне стоял тре­тий пулеметный станок и патронташ для 12 пушечных патронов.

Для обзора местности в вертикальной броне имелся ряд круглых амб­разур, закрывавшихся щитовыми заслонками. Также закрывались щит­ками пулеметные амбразуры и амбразура для пушечного прицела.

Масса всей брони составляла 1 638 кг, а железная платформа со всеми дополнительными устройствами (реверсом, стартером, освещением, за­рядным ящиком, внутренней обшивкой брони войлоком и холстом) веси­ла около 819 кг. Масса трех пулеметных установок с пулеметами составля­ла 197 кг, артиллерийской установки с патронами — 540 кг. Таким обра­зом, суммарная масса броневого автомобиля равнялась 7 109 кг.

Переменную нагрузку автомобиля составляли 982,8 кг, из них: 44 пу­шечных патрона — 360,4 kf; 20 пулеметных лент — 188,4 кг; запас бензина — 98,3 кг; запас керосина, тавота и масла — 24,5 кг; комплект пушечной и авто­мобильной принадлежности — 163,8 кг; домкраты, цепи и прочее — 147,4 кг.

Кроме того, суммарная масса прислуги составляла 491,4 кг. Таким обра­зом, полная масса бронеавтомобиля в походном порядке равнялась 8 600 кг.

1833

Офицеры-фронтовики с большой похвалой отзывались о работе 76-мм пушки, но считали «Гарфордты» слишком тяжелыми и малоподвиж­ными, способными действовать только по шоссейным дорогам. С января 1916 г. завод начал выпускать бронеавтомобили со вторым постом управ­ления в задней части. При этом численность экипажа возросла до 9 чело­век: командир, 2 водителя, 2 артиллериста, начальник пулеметного расче­та и 3 пулеметчика. При этом толщина брони возросла до 6-9 мм, а масса машины до 11 т.

Инициатива создания бронеавтомобилей для флота исходила от Ко­миссии по вооружению сухопутного фронта Морской крепости Импера­тора Петра Великого, которая 14 декабря 1914 г. предложила использовать для обороны сухопутного фронта крепости бронеавтомобили, вооружен­ные 76-мм противоштурмовыми пушками и пулеметами. Дело в том, что по первоначальному проекту для отражения штурма планировались ста­ционарно установить 18 скрывающихся 2-орудийных 76-мм башен. Однако после изучения проектной документации стало понятно, что они окажутся чрезмерно дорогими в производстве, а их изготовление займет слишком много времени.

Бронеавтомобили же, укрытые до времени в казематах, могли вне­запно выдвигаться вперед на заранее оборудованные позиции и, пользу­ясь своей неуязвимостью от пуль и шрапнели, успешно отбивать штурм. Для обеспечения действий бронеавтомобилей планировалось создать сеть шоссейных дорог с необходимым количеством гаражей-убежищ в райо­не фортового пояса.

Комиссия предложила сделать 12 пушечных бронеавтомобилей (по числу фортов). Боезапас боевой машины определялся следующим обра­зом: на каждый пулемет 10 лент с 450 патронами и 100 выстрелов на ору­дие. Личный состав: командир — 1, шофера — 2, прислуги — 3-6. Итого — 6-9 человек. В качестве прототипа предлагался бронеавтомобиль Русско- Балтийского завода, а поставка пушек — с Путиловского завода.

Комендант Морской крепости Императора Петра Великого 27 июня 1915 г. обратился к командующему Балтийского Флота с просьбой уже о 18 бронеавтомобилях, вооруженных 76-мм противоштурмовыми пушка­ми и пулеметами. Морской генеральный штаб (МГШ) и Крепостной совет эту идею одобрил.  

  После этого морской агент в Вашингтоне получил приказ заказать де­сять 5-тонных и восемь 6-тонных грузовиков «Гартфордт» (без кузовов и электрического стартера). Затем, 1 сентября 1915 г., Морской крепостной совет постановил заказать бронирование 18 автомобилей Путиловскому заводу за общую сумму 440 тыс. рублей. При этом первые 6 бронеавтомо­билей предполагалось сдать через 3 месяца после доставки их на завод, и в каждый последующий месяц — еще по 6 машин.

Грузовики системы «Гартфордт» пользовались большой известнос­тью в России, так как широко использовались в различных частях армии и других государственных учреждениях. Из-за надежности и солидности конструкции их впоследствии стали применять и для боевых целей.

Ïóøå÷íûé áðîíåàâòîìîáèëü "Ïóòèëîâ-Ãàðäôîðäò"

Из США автомобили перевозились на пароходе «Элен», который от­правился в плавание 12 октября 1915 г. и пришел в Архангельск 14 декабря того же года. Затем, по железной дороге — в Петроград и 13 февраля 1916 г. 18 грузовиков «Гартфордт» прибыли на Путиловский завод для брониро­вания и установки пушек. После длительной перевозки по бескрайним просторам России машины требовали ремонта, но 12 октября того же года завод сдал броневики артиллерийскому приемщику крепости Императо­ра Петра Великого.

Таким образом, специалистам Морского министерства удалось бо­лее точно определить тенденцию в развитии артиллерийских бронеав­томобилей «Гарфордт», на которые сразу же установили более толстую броню и оборудовали вторым постом управления. На проходимости это особо не сказалось, и она оказалась малоудовлетворительной. Но, если принять во внимание, что «Гарфордт» флота изначально предполагалось использовать в Морской крепости Императора Петра Великого, то есть на хороших шоссейных дорогах, то машина вполне отвечала своему на­значению.

Бронеавтомобили Морского министерства строились по проекту Путиловского завода (уже осуществленном для Военного ведомства, но с не­которыми изменениями). Машины имели заднее рулевое управление, за установку которого завод 10 мая 1916 г. дополнительно запросил 2 711 руб. Скорость хода равнялась 18,14— 19,21 км/ч, запас патронов составлял:10 000 к двум пулеметам и 60 — к 76-мм пушке, команда — 6 человек.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД