Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОНИТОРОВ. Защитники речных границ России. Черников И.И. / Речные бронированные катера Военного Ведомства

Речные бронированные катера Военного Ведомства

В начале первой мировой войны у русского Военного ведомства воз­никла острая необходимость использования рек для армейских транспор­тных перевозок, так как во фронтовых условиях реки являлись идеальны­ми путями сообщения, особенно в периоды распутицы Кроме того, вла­дение рекой давало возможность обстреливать фланги противника, выса­живать десанты и т.д.

Поэтому через полгода после начала войны Главному Военно-Техни­ческому Управлению (ГВТУ) пришлось заняться созданием бронирован­ных кораблей, способных действовать на реках 17 января 1915 г. ГВТУ обратилось в Ставку Верховного Главнокомандующего с предложением начать строительство речных броненосцев. Ставка 5 апреля того же года приказала ГВТУ приступить к формированию речных бронесил. В связи с этим предполагалось создать три речных броневых отряда в составе 3 кано­нерских лодок; 6 катеров-разведчиков; по столько же дозорных и посыль­ных катеров, а также 4 шлюпки-тральщика с подвесными двигателями.

В то время постройка бронированных моторных кораблей малого водо­измещения являлось делом новым как для России, так и для других стран. В качестве прототипа у ГВТУ имелся только проект посыльного судна типа «Штык» Амурской флотилии, выполненный Путиловским заводом в 1909 г. Фактически это судно являлось первым в мире бронекатером.

Ïîñûëüíîå ñóäíî òèïà "Øòûê"

На его основе предстояло разработать шесть новых проектов и пост­роить 105 кораблей и судов, подготовить специалистов и сформировать речные броневые отряды. И вот всю эту грандиозную работу Генеральный штаб потребовал закончить ранней осенью 1915 г., то есть за 4 —5 месяцев.

Штабс-капитан Симонов 20 апреля 1915 г. организовал эскизное про­ектирование кораблей, которое удалось выполнить через 1,5 месяца. Кон­струкция и основные размерения судов позволяли перевозить их по же­лезным дорогам. Для этой цели боевая рубка речной канонерской лодки (имевшей самые большие габариты) выполнялась легкосъемной.

Ðå÷íàÿ êàíîíåðñêàÿ ëîäêà

Наиболее сложным вопросом при проектировании оказалось брони­рование, так как требовалось сохранить осадку кораблей в пределах 0,61 м. Поэтому катера бронировались в зависимости от важности защищаемого объекта и вероятного угла встречи пули с броней. При этом применялась хромоникелевая сталь толщиной 6; 5 и 4 —3,5 мм, которая не пробивалась пулей русской пехотной винтовки Мосина с дистанции соответственно 150, 200 и 500 шагов.

Схема бронирования речной канонерской лодки характерна для всех речных кораблей Военного ведомства. Вдоль ватерлинии тянулся броне­вой пояс шириной 381 мм (из которых 254 мм располагались над водой). Жизненно важные части также защищались броней.

1838

Канонерская лодка и бронированный катер-разведчик являлись наи­более мощными боевыми единицами, обладали одинаковой компоновкой и имели все необходимые бытовые условия для экипажа. Носовой отсек разделялся платформой, на которой помещались тумба для пулемета; под платформой находились шкиперские запасы (на канонерке, кроме того, и цистерна для топлива). Носовой патронный погреб имел стеллажи боеза­паса (100 снарядов на орудие и 6300 патронов на пулемет). В командном помещении размещались койки, обеденный стол, откидные скамьи, шкаф для одежды и пирамида для винтовок. Нижние койки — постоянные с выдвижными ящиками-рундуками, а верхние — подвесные.

1839

Боевая рубка располагалась в передней части машинного кожуха. В стенках со всех сторон имелись визирные отверстия, закрываемые бро­невыми задвижками. Лицевой лист сверху был подъемным. Крыша служила площадкой для установки прожектора. В оборудование рубки вхо­дили: ручной штурвал, машинный телеграф, переговорные трубы и теле­фон (в машинное отделение и погреба), а также электрическая звонковая сигнализация в машину, к пушкам и пулеметам.

Моторное отделение канонерской лодки вмещало два главных двигателя системы «Буффало» мощностью по 75-80 л.с. Каждый двигатель работал на свой винт. Топливом служила смесь керосина (70%) и бензина (30%). Один вспомогательный двигатель с электрогенератором обеспечивал освещение катера, зарядку аккумуляторов, а также работу радиостанции. Имелась одна общая трюмная и противопожарная помпа с приводом от вспомогательного мотора. Тут же находились расходные цистерны для топлива и масла, а также верстаки-шкафы для инструментов и принадлежностей. Топливо в расход­ные цистерны перекачивалось двумя ручными помпами. Для удобства мон­тажа и ремонта двигателей крыша машинного кожуха была легкосъемной.

Между машинным отделением и отделением офицера располагались гальюн команды и камбуз, в который помещались керосиновая кухня «Примус», стол с ящиками для провизии и посуды, а также полки для мел­ких принадлежностей.

Офицерское помещение состояло из гальюна и каюты, где находи­лись платяной шкаф, шкаф для документов и штурманского инструмен­та, диван, письменный стол, кресло. Кроме того, предусматривалось мес­то установки полевой радиостанции с радиусом действия 266 км.

Кормовой патронный погреб имел устройство аналогичное носово­му, на катерах-разведчиках располагалась и топливная цистерна. Кормо­вой отсек канонерки кроме пулемета вмещал две цистерны для топлива и румпельное отделение.

Во всех переборках имелись водонепроницаемые люки для подачи че­рез них патронов и снарядов из одного погреба в другой. Они также позво­ляли под защитой бронированной палубы перемещаться по отсекам.

Áðîíèðîâàííûé êàòåð - ðàçâåä÷èê ôèðìû "Áþðî -Âåãà"

Канонерские лодки предполагалось вооружать 2 76,2-мм горными пушками образца 1904 г. Однако позднее их вооружили 76,2-мм горными пушками образца 1909 г на палубных установках Брянского завода. Завод изготовил лишь девять таких установок. Максимальный угол возвыше­ния составлял +30°. Угол горизонтального наведения носового орудия составлял 270°, кормового — 300°.

На катера-разведчики предусматривалась установка легкосъемного речного трала.

Катер-разведчик фирмы Ревенского по конструкции и основным раз­мерениям несколько отличался от катеров фирмы «Бюро-Вега». На нем устанавливались два шестицилиндровых мотора системы «Скрипе» мощ­ностью 110 л.с. (при 750 — 800 об./мин). Топливо — смесь бензина с керо­сином.  

Áðîíèðîâàííûé êàòåð - ðàçâåä÷èê  çàâîäà  Ê.Î. Ðåâåíñêîãî

Дозорный катер имел плоскодонный корпус с тоннелем. В таранном отсеке помещались шкиперские запасы, а в бронированной рубке стояли штурвал, пулемет и бензиновый двигатель Стирлинга мощностью 85 л.с., имевший дистанционное управление от поста рулевого. Реверсивный дви­гатель оборудовался электрическим зажиганием, стартером и системой освещения. В передней части рубки имелись смотровые отверстия с под­весными ставнями, а по бортам и в корме прорезались бойницы, закрыва­емые ставнями и оборудованные стойками для стрельбы.

1840

Для защиты личного состава от осколков брони пулеметная башня и рубка изнутри оклеивались плотным обивочным войлоком. В кокпите и по бортам рубки размещались рундуки с откидными крышками-сиденьями. Бронированный кормовой отсек вмещал в себя две оцинкованные топ­ливные цистерны.

Проектное вооружение катера состояло из 1 7,62-мм пулемета во вра­щающейся башне. Наибольший угол возвышения пулемета + 35°. Боеком­плект — 8 пулеметных лент (2.000 патронов).

Äîçîðíûé áðîíåêàòåð

Военный совет 6 июня 1915 г. одобрил представленные проекты, и выделил 2 496 тыс. руб. на постройку материальной части трех речных броневых отрядов ГВТУ удалось разместить почти все заказы в России, и 15 июня того же года заводы уже приступили к постройке катеров.

  Легкие судовые моторы в России не изготавливались, поэтому их при­шлось покупать за границей. Кроме того, учитывая перегруженность оте­чественных судостроительных заводов, заказ на строительство 18 дозор­ных катеров получила американская фирма «Муллинс и К0».

Речные корабли Военного ведомства строили следующие заводы Рос­сии: акционерное Общество «Беккер и К°» в Ревеле (Таллине) — 9 кано­нерских лодок; одесский судостроительный завод «К.О. Ревенский» — 14 катеров-разведчиков; техническая контора «Бюро-Вега» в Петрограде — 4 катера-разведчика. Путиловский же завод, несмотря на разработку ве­ликолепного проекта для Амурской флотилии, заказа так и не получил.

Несмотря на исключительную загруженность Ижорского завода, по­ставлявшего броню для катеров, все они могли быть готовы уже в сентяб­ре 1915 г. Но из-за изменившейся обстановки на Западном фронте необ­ходимость в спешной постройке отпала. Поэтому срок готовности 12 не­достроенных кораблей перенесли на март следующего года.   

К 19 марта 1916 г. вошли в строй 4 катера-разведчика, а в Петроградс­ком порту стояли 18 дозорных катеров, доставленных из Америки. Два из них (№ 1 и № 16) оставили в Петрограде при запасном моторно-понтон­ном батальоне для подготовки личного состава.

С 26 мая по 11 июня 1916 г. двенадцать дозорных катеров отправили в Мозырь, для усиления флотилии Отдельной морской бригады особого назначения.

Взвод дозорных катеров (№ 8, № 9, № 10, № 11) 26 мая 1916 г. убыл в V армию и 29 мая прибыл в Двинск. Здесь вооружение катеров усилили вто­рым 7,62-мм пулеметом Виккерса.

Äîçîðíûé áðîíåêàòåð V àðìèè

К ноябрю 1917 г. катера V армии (№ 9, № 10 и № 11) перевезли в Псков, где в феврале 1918 г. их захватили немцы. По некоторым сведениям два катера вошли в состав немецкой судоходной группы, а затем — в Чудский дивизион кораблей ВМС Эстонии как вспомогательные суда «Кыу» и «Мару».

В январе 1917 г. Военное ведомство начало формировать на севере Рос­сии Онежскую, Волхов-Ильменскуто и Волжско-Селигерскую флотилии. Кроме этого создавались следующие озерные и речные флотилии: Сайменская, Пейенская, Тавастгузская, Сатакундская, Флотилия реки Аа, Чудская, Неманская, Рижская, Урмийская и Ванская.

Это потребовало расширения корабельного состава и ГВТУ разра­ботало вторую программу постройки речных кораблей (осуществлен­ную лишь частично). При этом среди прочих кораблей, дополнительно заказывались: 8 речных канонерских лодок и 16 катеров-разведчиков (1 37-мм пушка и 1 пулемет в башенках).

Кроме этого проектировались новые классы кораблей. Самый мощ­ный из них — самоходная плавучая батарея, вооруженная двумя 120-мм морскими орудиями (боезапас 25 выстрелов на ствол). К каждой плавбатарее полагалась самоходная снарядная баржа с боезапасом 400 выстрелов в погребах. Плавбатарея и снарядная баржа защищались противопульной броней по ватерлинии, а также у погребов боезапаса, убежищ для прислу­ги и боевых рубок.

Ïðîåêò ñàìîõîäíåé ïëàâó÷åé áàòàðåè

Таким образом, русскому Военному ведомству, опираясь на отече­ственный опыт проектирования и строительства кораблей с двигателями внутреннего сгорания, удалось создать материальную часть тщательно продуманного и сбалансированного речного флота. Корабли малого водо­измещения обладали высокой огневой мощью и надежной противопуль­ной защитой. Осадка, не превышавшая 0,61 м, обеспечивала исключитель­ную мобильность и проходимость по мелководью. Все корабли могли пе­ревозиться по железной дороге.

Нужно отметить, что ничего подобного в вооруженных силах других воюющих государств не было. Так, германская армия при проведении операций в Восточной Пруссии, на реках Висла и Неман, в Мессопотамии и на озере Танганьика использовала коммерческие пароходы и моторные катера. Малотоннажные корабли Турции, Австро-Венгрии и Румынии по всем тактико-техническим показателям, а особенно по величине осадки, заведомо уступали речным кораблям ГВТУ.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД