Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОНИТОРОВ. Защитники речных границ России. Черников И.И. / Артиллерийские катера с гироскопической стабилизацией качки

Артиллерийские катера с гироскопической стабилизацией качки

ГВТУ России успешно построило серию нескольких типов брониро­ванных катеров, габариты которых позволяли перевозить их по железной дороге. Среди них выделялась речная канонерская лодка, вооруженная 2 76-мм горными пушками и 2 пулеметами. В дальнейшем выявилось, что потребность в этих удачных кораблях оказалась столь значительной, что пришлось не только увеличивать их количество, но и заказать заново по­стройку уникального типа самоходной бронированной плавучей бата­реи, вооруженной 2 120-мм корабельными пушками. Однако ее водоиз­мещение и главные размерения возросли настолько, что не позволяли пе­ревозить на железнодорожных платформах. В этих условиях ГВТУ реши­ло создать тяжелоорудийные катера с гироскопической стабилизацией качки. Применение столь оригинального технического решения позво­ляло уменьшить ширину корпуса корабля.

Когда тело вращается с большой скоростью около свободной оси, то оно обнаруживает свойство сохранять по инерции как свою скорость, так и направление оси в пространстве. Приборы, построенные на этом прин­ципе, называются гироскопами. Такие вращающиеся тела сопротивляют­ся всякому изменению в направлении оси вращения. Например, извест­ная с древности детская игрушка кубарь, или волчок, стремится сохра­нить вертикальное направление своей оси вращения и не падает.

    Известный в начале XX в. инженер П.П. Шиловский установил гирос­коп па двухколесном автомобиле и лихо разъезжал на нем по улицам ноч­ного Петербурга. Шиловский и предложил Военному ведомству исполь­зовать эти устройства на специально спроектированных им паровозах для однорельсовых переносных железных дорог. Этот проект был отвергнут, но гироскоп решили применить для стабилизации качки катера после вы­стрела из орудия. Это можно объяснить только тем, что ГВТУ придавало очень большое значение строительству мелкосидящих речных кораблей с тяжелой артиллерией.

    Тяжелы артиллерийский катер Коломенского завода, 1916 год

1853

Проект артиллерийского катера. Верфь Золотова, 1918 год

      В 1916 г. Коломенский завод начал строительство по проекту П.П. Шиловского двух тяжелых артиллерийских катеров с гироскопической ста­билизацией качки. Несмотря на последовавший Октябрьский перево­рот 1917 г. к началу следующего года корабли все же строились. Проект был заморожен только с началом гражданской войны. Но в 1919 г., в связи с организацией советской Волжской военной флотилии, строительство катеров возобновилось и предполагалось построить уже четыре таких опытных корабля, чтобы на следующий год ввести их в строй. Эти планы были реализованы лишь частично. Корабли были построены, но без ги­роскопа. Это, вероятно, было связано с тем, что размах бортовой качки можно было уменьшить банальным увеличением ширины корпуса корабля без применения этого сложного устройства.

1855

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД