Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОНИТОРОВ. Защитники речных границ России. Черников И.И. / Флотилия Отдельного морского полка особого назначения

Флотилия Отдельного морского полка особого назначения

К середине октября 1914 г. из морских подразделений был сформиро­ван Отдельный морской полк особого назначения под командованием флота генерал-майора Г.Н. Мазурова. Отдельный батальон Балтийского флотского экипажа, входивший в состав этого полка, под огнем противни­ка в конце октября 1914 г., установил в окопах пред Ивангородом 47-мм пушки Гочкиса, чем оказал действенную помощь полкам 1-й гвардейской дивизии. С учетом возросшего количества морских формирований на фронте, командир Гвардейского экипажа Великий князь Кирилл Влади­мирович стал исполнять обязанности начальника Морских батальонов и речных флотилий в Действующей армии.

После ледостава 1914 г. гвардейцы подняли на берег все катера и шлюп­ки. Затем, из-за отсутствия кавалерии в крепости 55 матросов посадили на обозных лошадей, при этом пришлось пожертвовать всеми офицерскими седлами.

Для переделки 47-мм корабельных пушек Гочкиса на сухопутные установки моряки стали приспосабливать трофейные повозки (авст­рийские зарядные ящики и тележки для подвозки патронов). Опыт удал­ся, такая установка вместе с колесами вкапывалась в окоп и комендор стрелял с приклада.

Таким образом, к началу навигации 1915 г., русские морские силы господствовали на Висле, по которой бесперебойно пошли караваны барж с различными припасами для крепости Ивангород. В конце июня на фронте работали 32 пушки Гочкиса, кроме этого на колеса удалось поставить еще 96 пушек и 5 75-мм зенитных пушек ежедневно стреляли по аэропланам.

1856

В середине мая 1915 г. начальник оперативного отделения Штаба Глав­нокомандующего армиями Северо-Западного фронта решил, что для усиления крепости Ковно необходимо организовать речную флотилию на Немане. Для этого предполагалось одну роту Гвардейского экипажа, расквартированную в Одессе, и один Морской батальон из Риго-Мавельского района перевести в Ковно, а так же реквизировать суда на Запад­ной Двине, Днепре, в крайнем случае - на Волге. Но пока шла подготов­ка и формирование флотилии, крепость пала.

1857

Весной 1916 г. Морской полк все-таки сформировал флотилию (ка­питан 2 ранга Максимов), которая с 12 апреля обороняла реки Ясельда, Пина, Струмень, Простырь и Стырь, а также их притоки в районе от железнодорожного моста у полустанка Заозерье до слияния Струмени с Простырью. Русские катера обследовали русла всех рек и протоков до непосредственного соприкосновения на них с противником и устрани­ли все препятствия для плавания, вплоть до уничтожения немецких мин­ных заграждений. Кроме того, моряки собрали и подготовили транспорт­ные средства для перевозки войск и раненых.

Уже 5 мая 1916г. флотилия заявила о потребности для своих целей не менее чем в 60 двухвинтовых бронекатерах, удовлетворяющих услови­ям перевозки по железной дороге. При этом оговаривалось обязатель­ное наличие буксирного устройства, осадка в полном грузу ограничива­лась 0,46 м (признавалось желательным добиться осадки 0,31 м). Катер предполагалось вооружить 2 37-мм пушками (в крайнем случае — 1 37-мм пушкой и 1 пулеметом). Такие проекты разрабатывались, и в качестве примера здесь приведены два из них.

1858

Благодаря энергичной деятельности Начальника военных работ стат­ского советника Халюшина реки Белоруссии вскоре стали судоходны­ми, хотя местами условия плавания были плохими.

Для усиления флотилии с 26 мая по 11 июня 1916 г. ГВТУ отправило по железной дороге из Петрограда в Мозырь двенадцать дозорных ка­теров.

Первые 4 бронекатера 5 июня 1916 г. прибыли в Мозырь, где формиро­валась флотилия. После установки пулеметов и опробования двигателей моряки остались довольны новой техникой. Особенно радовало то, что ка­тера защищались броней сверху. Той же ночыо они ушли на разведку.

Каждую ночь катера обстреливали посты противника, плашкоуты с орудиями и всё, что лежало в пределах их досягаемости.

В период с 17 июля по 4 августа корабли флотилии принимали деятель­ное участие в боях с неприятелем, обеспечивая и поддерживая фланги примыкавших к ней сухопутных частей фронта

В начале осени последовало распоряжение Ставки, и в ноябре два эше­лона флотилии вышли из Мозыря в Одессу, а оттуда — в город Килию на Дунае, в распоряжение Экспедиции особого назначения. 5 декабря 1916 г. все катера обоих эшелонов были уже на воде. Несмотря на долгую пере­возку и холодную погоду двигатели работали хорошо. Затем 4 легких ка­тера отправились в распоряжение капитана 2 ранга Медведева в город Сулин. а дозорные бронекатера — к мосту у города Исакчи.

9 декабря 1916 г. последовал приказ начальника Экспедиции об от­правке на баржах в город Килию всех катеров и орудий. Четыре бронека­тера прикрывали огнем спускавшиеся по Дунаю русские караваны, од­новременно занимаясь перевозкой солдат, отставших от своих частей. 15 декабря катера флотилии сосредоточились в Измаиле, где поступили в распоряжение отряда канонерских лодок и несли разведывательную служ­бу. Катера использовались до 20 января 1917 г., то есть до полного замерза­ния гирл Дуная. В этот период в кокпитах некоторых катеров дополни­тельно установили 37-мм пушку Гочкиса (боекомплект — 200 снарядов). Два дозорных катера и 4 катера-разведчика вошли в состав четырех мо­торно-понтонных батальонов ГВТУ дислоцированных в Рени (Румыния), Измаиле, Тирасполе и Николаеве.

С Дуная удалось эвакуировать в Одессу 2 дозорных бронекатера, Один катер-разведчик русские вывели из строя и оставили в Тирасполе. Его даль­нейшая судьба неизвестна.

При эвакуации Одессы большевики затопили на заводе Ревенского 3 катера-разведчика.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД