Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Конструктор Ю. Ю. Бенуа

Нельзя писать о бронекатерах и не рассказать о талантливом конструк­торе Юлии Юльевиче Бенуа, тем более, что мой дальнейший рассказ, в ос­новном, будет о проектах катеров, созданных под его руководством.

1874

Юлий Юльевич родился в 1908 г. в Санкт-Петербургской семье подпо­ручика саперного батальона Ю. Ю. Бенуа (1882— 1941), сына академика архитектуры Ю. Ю. Бенуа (1850— 1928), представляющего одну из ветвей известной династии Бенуа. Раннее детство Юлий провел в доме своего деда. После окончания в 1925 г. школы при костеле Святой Анны юноша получил путевку в Политехнический институт на кораблестроительный факультет, позднее преобразованный в Ленинградский кораблестроитель­ный институт. После окончания учебы в 1930 г., он был зачислен инжене- ром-исследователем в НИИ судостроения. В том же году Юлия Юльевича призвали на военную службу и он стал работать в Конструкторском бюро кронштадского Морского завода. В начале 1935 г. его родителей, как вра­гов народа выслали в Казахстан, молодого инженера ожидала та же участь. Однако руководство завода через наркома обороны К. Е. Ворошилова пре­дотвратило высылку, но оставить его в конструкторском бюро не удалось.

В апреле 1935 г. Ю. Ю. Бенуа начал трудиться в «Речсудопроекте» на должности руководителя группы общего проектирования, а в 1939 г стал начальником корпусного отдела. В 1941 г. Наркоматом судостроительной промышленности он назначается главным конструктором бронекатеров проектов 1124 и 1125. В 1954 г. после смерти В. И. Левкова — конструктора первых советских катеров на воздушной подушке — Ю. Ю. Бенуа продол­жил работы в этой области в ЦКБ-19, а затем в ЦМКБ «Алмаз».

Под руководством Юлия Юльевича удалось разработать и создать ряд оригинальных проектов бронекатеров, пассажирских теплоходов для ка­нала Волга-Москва на 150 и 300 пассажиров, пассажирских пароходов для Черного Иртыша, дивизионных катеров, бензозаправщиков, амфибий­ных десантных кораблей на воздушной подушке и др.

Особо следует отметить его работу по созданию бронекатеров пр. 1124 и 1125, получивших высокую оценку командования в годы Великой Оте­чественной войны.

Однако наиболее ярко талант конструктора Бенуа проявился при выбо­ре архитектурно-компоновочных решений, теоретических обводов, броне- защигы жизненных постов знаменитых советских речных бронекатеров. Широкое применение сварных конструкций позволило наладить серийное производство этих кораблей в короткие сроки. В итоге заводы в течение 1936— 1945 гг. построили 97 больших бронекатеров пр. 1124, и 151 малых, пр. 1125. Во время войны конструктор продолжал работы по модерниза­ции и совершенствованию этих кораблей, повышению их боевой мощи. Так артиллерийские башни танка Т-28, заменялись на башни танка Т-34, а пулеметы калиб­ра 7,62 мм — на 12,7-мм, кроме того, часть катеров осна­стили реактивными установками М-8-М и М-13-М 1

В 1942 г. под руководством Ю. Ю. Бенуа по заданию ВМФ на конкурсной основе удалось разработать эскизный проект морского бронекатера для Балтийского фло­та (пр. 161), который получил одобрение и затем был передан заводу им. Мар­ти для разработки рабочей документации но серийную постройку.

В послевоенный период Юлий Юльевич руководил проектирова­нием и внедрением в производство бронекатеров второго поколения пр. 190, пр. 191М и пр. 192. В начале 60-х гг. XX в. был спроектирован но­вый тип бронекатера — «Шмель» (пр. 1204), на котором применялись со­временные образцы вооружения и оборудования, позволившие резко по­высить боевую эффективность при несении службы в морских погранич­ных частях КГБ. По этому проекту было построено 100 кораблей.

Ю. Ю. Бенуа обладал широкой инженерной эрудицией, богатой кон­структорской интуицией, врожденным даром научного предвидения. Будучи широко образованным специалистом, владея иностранными язы­ками, он следил за тенденциями развития судостроения за рубежом, при­влекая внимание общественности к актуальным проблемам техническо­го прогресса, к внедрению новых принципов движения. Он первым опуб­ликовал в журнале «Судостроение» в 1936 г. статью «К вопросу о движе­нии по воде на подводных крыльях». Развивая эту тему, он выполнил в 1939 г. научно-исследовательскую работу «Перспективы движения на под­водных крыльях», которая была удостоена премии ВНИТОС.

Анализируя научное наследие профессора В. И. Левкова, Юлий Юль­евич отмечал, что в 30 — 40-х гг. XX в. под руководством этого талантливого ученого были созданы экспериментальные образцы катеров на воздуш­ной подушке. Они первые в мире воплотили эту идею, но в то время не получили практического применения. Основную причину этого он ус­матривал в том, что работы ориентировались на создание нового типа тор­педного катера, что сузило творческий поиск оптимальных решений при улучшении важнейшего качества этих судов — амфибийности, а также снижению себестоимости эксплуатации.

В начале 1961 г. Ю. Ю. Бенуа назначен главным конструктором судов на воздушной подушке, руководит разработкой эскизного проекта амфибийного десантного корабля «Джейран», составляет программу опытно­конструкторских работ, в соответствии с которой на крупномасштабных самоходных моделях МК-01 и МС-01 камерным и сопловым способами образования воздушной подушки отрабатывается конструкция корабля. Одновременно по его инициативе начинаются исследования на буксиру­емых моделях гибких материалов для ограждения воздушной подушки. В результате проведения большого объема опытно-конструкторских работ были отработаны конструктивные элементы и технические характерис­тики систем и устройств, необходимых для образования воздушной по­душки амфибийных кораблей. В 1963—1966 гг. разрабатывается техни­ческий проект десантного корабля «Джейран»

Ю. Ю. Бенуа — один из авторов книг «Суда на воздушной подушке» и «Основы теории судов на воздушной подушке», в которых обобщены его работы в этой области. Он также соавтор ряда изобретений по упомяну­той тематике. Таким образом, став преемником профессора В. И. Левкова, Юлий Юльевич обогатил его научное наследие новыми идеями и техни­ческими решениями, позволившими создать современные типы амфи­бийных кораблей на воздушной подушке, нашедших применение в на­родном хозяйстве и, тем самым, занять достойное место в отечественном и мировом судостроении.

Вся конструкторская деятельность Ю. Ю. Бенуа была проникнута ду­хом новаторства, высокой целеустремленностью. Юлий Юльевич отли­чался огромной работоспособностью, самодисциплиной, не позволяя тя­желой болезни, преследовавшей его многие годы, командовать собой. Он прожил недолгую, но яркую творческую жизнь, прославив знаменитую династию Бенуа на поприще кораблестроения. А главная государствен­ная награда у него была одна — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД