Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Бронекатера проекта 1125

Разработка проекта бронированного катера, предназначавшегося для Днепра и его притоков началась ещё в 1932 году, когда Учетно-строевое управление ВМС РККА рассмотрело 7 эскизных проектов.

Проект тяжелого бронекатера 1932 г. имел следующие характеристи­ки: стандартное водоизмещение 20,8 т; длина по ватерлинии 18,0 м; шири­на 3.4 м; осадка 0,48 м; 2 двигателя суммарной мощностью 250 л.с. могли обеспечить скорость хода 22,22 км/ч. Планировалось установить в баш­нях только универсальное вооружение: 1 37-мм и 1 20-мм пушки линейно в носу и корме и 2 12,7-мм пулемета диагонально в носу. Бронирование: вертикальное 8, и горизонтальное — 4 мм.

1879

Кроме того, еще один проект бронекатера в инициативном порядке подал командующий Днепровской военной флотилией Б.В. Хорошкин. По составу вооружения этот корабль практически равнялся ранее предло­женному проекту, а по конструкции и основным размерениям напоми­нал катер-разведчик фирмы К.О. Ревенского, то есть значительно превы­шал по размерам своего конкурента, поэтому и не рассматривался.

Известно, что 8 июля 1932 г. начальник Управления Э.С. Панцержанский приказал передать судостроительной промышленности эскизный проект тяжелого бронекатера для последующей разработки общего про­екта. При этом он рекомендовал уменьшить водоизмещение до 20,0 т; толщину бронирования борта до 6 —7 мм; резко снизить (на 100—120 мм) высоту борта; оставить один главный двигатель; сократить длину корпуса даже за счет увеличения осадки (но не более 0,50 м); и отказать­ся от жилых помещений для личного состава. А вместо перспективной универсальной автоматической артиллерии и крупнокалиберных пуле­метов Панцержанский потребовал установить 76,2-мм орудие в танковой  башне. Не исключено, что он реально оценивал возможности отечествен­ных производителей.

Дальнейшая судьба этих разработок неизвестна, но по утвержденно­му 2 ноября 1936 г. Наркомом обороны окончательному проекту, на бро­некатера «днепровского» типа предусматривалось установить на крыше ходовой рубки 20-мм автоматическую пушку ШВАК, с примечанием, что до получения опытного образца этой установки временно будет постав­лен 7,62-мм пулемет М-1 в башне ПБ-3. Однако к концу сентября 1937 года 20-мм установку получить от промышленности так и не удалось. Более того, отечественные естественные монополисты не захотели поставить даже башенки со спаренными 7,62-мм пулеметами ДТ. Поэтому УКМС РККА пришлось предложить Наркому утвердить следующее вооружение малого бронекатера: 1 76,2-мм орудие в башне Т-28 на носу и 3 7,62-мм пуле­мета М-1 в башнях ПБ-3, расположенных на носу на корме и на рубке.

1880

Проектированием «днепровских» (малых) бронекатеров пр. 1125 также занимался ленинградский Речсудопроект, под руководством Ю. Ю. Бенуа, на тех же принципах и конструктивных решениях, но, по времени, это произошло несколько позже. Стремление к унификации отчасти отрица­тельно повлияло на качество проекта и самого катера. Малый бронекатер имел одновальную установку с двигателем ГАМ-34, а, следовательно — худшие маневренные качества и живучесть по сравнению со своим пред­шественником — пр. 1124. Однако, в некоторой степени, этот недостаток искупался меньшей осадкой катера.

На 17 октября 1937 г. характеристики бронекатера пр. 1125 выглядели следующим образом: водоизмещение 26 т; длина наибольшая 22,5 м; ши­рина 3,4 м; осадка 0,5 м. 1 двигатель ГАМ-34БП обеспечивал скорость хода 20  узла при дальности плавания 250 км. Вооружение: 1 76,2-мм пушка, и 2 пулемета ДТ в башне Т-28. Кроме этого — 3 7,62-мм пулемета ДТ стояли в трех башнях ПБ-3. Противопульное бронирование: борт 7 мм; палу­ба 4 мм; рубка, бок и крыша соответственно 8 и 4 мм. Бронирование борта выполнялось от 16 до 45 шпангоута. Нижняя кромка бортовой брони опус­калась на 150 мм ниже ватерлинии.

Установка башни Т-28 на катерах типа 1125 потребовала повысить ко­мингс башни на 100 мм (для обеспечения её поворота над носовой пуле­метной башенкой).

Всего флот и НКВД заказали 32 катера. В мае 1937 года планировалось сдать 16 кораблей для Амурской флотилии, и 8 для Днепровской флотилии в IV квартале того же года. В первых числах апреля 1937 года Зеленодоль­ский завод сдал Амурской флотилии 16 катеров пр. 1125. В связи с этим 16 апреля того же года Начальник штаба Морских сил РККА капитан 1 ранга Стасевич приказал установить следующую тактическую нумерацию для катеров так называемого Днепровского типа:

в Хабаровском отряде 3-й дивизион № 31; № 32; № 33; № 34; № 35.

в Сретенском отряде 8-й дивизион № 85; № 86; № 87; № 88.

в Иманском отряде 9-й дивизион № 95; № 96; № 97; № 98.

Таким образом, можно сделать вывод, что 3 бронекатера проекта 1125 предназначались для НКВД.

В марте 1938 г. вместо пулеметной башенки ПБ-3, вооруженной 7,62-мм пулеметом М-1, Зеленодольский завод имени Горького начал устанавли­вать ПБК-5 (7,62-мм пулемет ДТ). К 27 июня того же года завод имел на складах 25 башен Т-28 для установки на катерах типа 1124 и 1125. В это время обсуждалась установка модифицированных башен с увеличенным до 70° углом возвышения и уменьшенной с 20 до 10 мм толщиной брони­рования. Поэтому Амурская флотилия и Главное управление Погранох­раны НКВД (ГУПО НКВД), считали, что Зеленодольский завод пытается поставить им «некондиционные» башни.

В декабре 1938 — январе 1939 гг. Зеленодольский завод сдал Днепровской военной флотилии 8 бронекатеров типа 1125, с установленными на них баш­нями Т-28 и ПБК-5. А всего в 1939 г. ВМФ получил серию из 18 малых бронека­теров, из них четыре построил завод им. А. Марти в Ленинграде.

Башни танка Т-28 первой модификации установили только на 24 кате­ра проекта 1125. На последующих применяли те же башни, но с кормовым 7,62-мм пулеметом ДТ и зенитной турелью П-40.

Водоизмещение катеров пр. 1125 составило 25,54 т; длина наиболь­шая — 22,65 м; длина по ватерлинии 22,26 м; ширина по ватерлинии 3,4 м; ширина наибольшая (с привальным брусом) — 3,54 м; высота борта 1,5 м; осадка 0,56 м. Были установлены 1 двигатель ГАМ-34-ВС с авиа­компрессором АК-60, вспомогательный двигатель Д-3. Катер развивал скорость скорость 18 уз (33 км/ч). Экипаж насчитывал 10 человек. За­пас топлива 2,2 т рассчитывался на 16 — 20 часов полного хода. Воору­жение по проекту состояло из 76,2-мм орудия с углом обстрела 290°, которое заменили позднее на Ф-34 и пулеметов — в башне на палубе перед орудием (которое подняли на барбет), боевой рубке и в корме. Для улучшения дифферентовки корпуса орудийную башню и над­стройку сместили к корме (23-й шп.). Как и при постройке катеров про­екта 1124, здесь также менялись и конструкция башен, и система пуле­метов (двух и одноствольные, открытые и закрытые сверху). Специ­ально для бронекатеров разрабатывались башни с 76,2-мм (ПС-3) и 45- мм орудиями (20-К) с одинаковым углом возвышения (60°), но в произ­водство эти башни не пошли. Опытный корабль проекта 1125, строив­шийся без брони, после тщательных всесторонних испытаний переда­ли по приказу адмирала И.С. Исакова училищу имени Фрунзе в Ленин­граде как учебный. Серийные корабли уже бронировались, и головной вступил в строй в 1938 г.

Первые 18 бронекатеров пр. 1125 вступили в строй в 1938— 1939 гг. И, так как часть из них вошла в состав Амурской Краснознаменной военной флотилии, то их теперь уже сложно стало называть «днепровскими».

Планировалось, что в 1939 году Зеленодольский завод имени Горького сдаст флоту 36 бронекатеров проекта 1125, из которых только 25 удалось обеспечить башнями Т-28 старого, сухопутного образца. Остальные 13 башен Кировский завод уже обязался поставить по новому, специально модифицированному флотскому типу, позволявшему вести огонь по воз­вышенным целям.

И в том же 1939 г. утверждается технический проект для второй, модифицированной серии катеров, которые предполагалось оснастить двигателем экономического хода ЗИС-5. Установка модифицированной 76,2 - мм башни с углом возвышения 70° и 4 универсальных спаренных 12,7 - мм пулеметов в двух башнях ДШКМ-2Б на строящихся бронекатерах проекта 1125У планировалось начать с 1940 г.

До начала Великой Отечественной войны по улучшенному пр 1125У за­ложили несколько десятков катеров и только около десятка корпусов удалось изготовить. Сдачу их флоту сорвало отсутствие штатных башен МУ. Часть «днепровских» катеров отправили на Амур. В мае 1940 г. командование флотилии организовало совместные испытания больших и малых кате­ров на возможность их использования на озере Ханка.

Испытания при четырехбалльном ветре показали достаточную продольную прочность катеров обоих типов, а в отношении мореход­ности и остойчивости — очевидные преимущества «амурца» перед «днепровцем». Большой бронекатер лучше держался на волне, не за­рывался носом в воду на малом ходу (так как на полном ходу катера выходили на режим, близкий к глиссированию). Предельный угол крепа для пр. 1124 по диаграмме Рида составлял 90° (для пр. 1125 всего 65°) при начальной метацентрической высоте 1,06 м (для пр. 1125 — 0,76 м). В выводах комиссии также отмечались отсутствие парового отопления и чрезмерно малая высота жилых помещений (около 1,15 м) на малом бронекатере.

Бронекатера проекта 1125, из состава Днепровской военной флотилии, принимали участие в Польской кампании 1939 г. на реке Припять. Извест­но, что к началу навигации 1940 г. на одном из бронекатеров Дунайской военной флотилии все-таки удалось установить специальную 76-мм морс­кую башню МУ, изготовленную на Кировском заводе.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД