Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОНИТОРОВ. Защитники речных границ России. Черников И.И. / Бронекатера польских флотилий в составе ВМФ СССР

Бронекатера польских флотилий в составе ВМФ СССР

     Вторая мировая война началась нападением Германии на Польшу в 1938 г. Как уже рассказывалось выше, с первых же дней боев под натиском войск Вермахта польская Пинская военная флотилия вместе с сухопут­ными частями Войска Польского, начала отход вниз по реке Припять. Отступая на восток польские корабли подошли к западной государствен­ной границе СССР.

18 сентября в 17:30 Днепровская военная флотилия в боевом порядке начала движение вверх по реке. Поход кораблей в это время года затруд­нялся из-за спада воды и мелководья на перекатах.

Корабли перешли польскую границу, не встретив со стороны против­ника никакого сопротивления. Однако, после перехода государственной границы флотилия оказалась в еще более затруднительном положении, так как мелководные фарватеры оказались засорены корчами, а огражде­ние фарватера снято. Но, несмотря на ряд препятствий и преград в виде затопленных барж и польских кораблей, а так же минных полей на реч­ном фарватере, затруднявших движение кораблей вверх по реке Припять, Днепровская военная флотилия успешно продвигалась вперед.

Так что длительной задержки в продвижении советской флотилии эти мероприятия польского командования не вызвали, а вечером того же дня в 22:35 воздушная разведка впервые сообщила о кораблях противника. В районе Ситница до Волянского моста находились тральщики, минные заг­радители, 7 мониторов, 3 вооруженных парохода и 4 баржи, стоящие по­перек фарватера. Кроме того, поступила информация о том, что 18 сен­тября в 19 часов на участке р. Припять от реки Лань до железнодорожного моста Волянского находятся еще 15 польских кораблей.

В дальнейших донесениях советской воздушной разведки сообщалось, что в этом же районе находятся: пять мониторов (из них два замаскирован­ных), три бронекатера, баржа, затопленная поперек фарватера, два воору­женных парохода. Хотя полеты производились на небольшой высоте, польские корабли самолет-разведчик не обстреливали. Поэтому летчик, про­изводивший разведку, сделал предположение, что личный состав их бросил.

Местное население на всем речном пути от государственной границы радостно встречало советские корабли. Оно не только выражало свои сим­патии, но и оказывало весьма ценное содействие: подвозило топливо для наших кораблей и показывало места постановки мин.

Советские бронекатера пр 1125, посланные в разведку в реку Горынь, обнаружили там затопленную плавучую мастерскую.

С рассветом 22 сентября бронекатера начали движение вверх по реке, идя за тральщиками и катерами, расчищавшими фарватер.

Затем, посланный в разведку до моста Волянского, глиссер обнару­жил затопленные поляками два монитора — «Пинск» и «Варшава», четы­ре вооруженных парохода и баржу с боезапасом. На мосту советские мо­ряки заметили движение безоружных польских солдат и матросов. Ко­манда глиссера, состоявшая из пяти человек, задержала 55 польских сол­дат и 3 матросов, не оказавших сопротивления, и сдала их подошедшим частям Красной армии.

На рассвете 23 сентября, выслав вперед глиссер для разведки речного участка, советские бронекатера и тральщики начали движение на город Пинск куда вскоре и прибыли, не встретив сопротивления со стороны противника.

В Пинске уже развевались красные флаги. Население встретило ко­рабли криками «ура» и цветами, а командующему Днепровской военной флотилии вручили отобранные у польской охраны ключи Пинского во­енного порта. После этого советские корабли немедленно начали прием запасов топлива и продовольствия.

Пока корабли пополняли запасы топлива, вверх по реке Пине к Коро­левскому каналу пошли в разведку один бронекатер и два тральщика, ко­торые обнаружили, что железнодорожный мост Вулька взорван При этом канал заграждали затопленные у моста польские корабли в составе: мони­тора «Краков», 18 бронекатеров, 1 парохода, 3 тральщиков, 2 штабных ка­теров, баржи и другие вспомогательные корабли — всего 34 единицы.

28   сентября специально направленная сюда партия Экспедиции под­водных работ особого назначения (ЭПРОН) с участием жителей города Пинска, приступила к подъему затопленных в Королевском канале кораб­лей. Эту работу удалось полностью закончить 4 октября. Поднятые ко­рабли прибуксировали в Пинский военный порт.

Всего на р. Припять удалось обнаружить затопленными следующие польские корабли: 5 мониторов — «Торунь», «Пинск», «Варшава», «Горо­дище» и «Вильно»; штабной пароход «Адмирал Серпинек»; плавучую мас­терскую; минно-газовую баржу «Метва»; 2 экскаватора; водоотливный понтон; пароход «Фарис»; 4 вооруженных парохода;. 2 баржи с боезапа­сом; санитарный пароход, буксир «Ландау», пароход «Ханка», карчеподъ­емный кран и 8 других вспомогательных судов.

На большинстве кораблей и судов, затопленных в реке Припять и в Королевском канале, были пробиты днища, пулеметы сняты, орудия (кро­ме монитора «Торунь») — без замков. Только один монитор и вооружен­ный пароход «Шептицкий» поляки взорвали.

В мастерских военного порта города Пинска оставалось пять корпу­сов недостроенных бронекатеров.

Советским морякам помимо мониторов, о которых рассказано в раз­деле «Мониторы на Днепре», достались в качестве трофеев и польские бро­некатера. Эти корабли, создаваемые для сложных условий плавания в пин­ских болотах, не имели ни высокой скорости хода, ни мощного артилле­рийского вооружения, но из-за малой осадки имели хорошую проходи­мость в плавнях.

1887

Советские моряки получили следующие польские катера: № 41 (быв­ший LKU-25), № 42 (бывший LKU-26) и № 43 (бывший LKU-27), № 44 (быв­ший KU-18), № 45 (бывший KU-19), № 46 (бывший КМ-14), № 47 (бывший КМ-15), № 51 (бывший KU-1), № 52 (бывший KU-2), № 53 (бывший KU-3), № 54 (бывший KU-21), № 55 (бывший KU-22), № 56 (бывший KU-23), № 57 (бывший KU-24), № 201 (бывший KU-7), № 202 (бывший №132), № 203 (быв­ший № 133), № 204 (бывший№134), № 205 (бывший №135), № 206 (бывший № 136).

1888

24  октября 1939 г. после восстановительного ремонта и установки со­ветских артиллерийских систем вооружений в состав Пинской военной флотилии вошли только девять бронекатеров.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД