Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОНИТОРОВ. Защитники речных границ России. Черников И.И. / Советские бронекатера в Великой Отечественной войне

Советские бронекатера в Великой Отечественной войне

На 22 июня 1941 г. серийную постройку бронекатеров пр. 1125 вели завод № 300 в Киеве и Красноармейская верфь в Сталинграде, а пр. 1124 завод № 340 в Зеленодольске, № 264 в Сталинграде, № 363 и Ижорский под Ленинградом.

    Все эти заводы до начала войны сдали заказчикам (ВМФ и Морпогранохране НКВД) 75 бронекатеров. За период июль-декабрь 1941 г. в состав Краснознаменного Балтийского флота вошли 8 катеров пр. 1125 (БКА-212, БКА-213, БКА-214, БКА-215, БКА-322, БКА-323, БКА-324, БКА-325). Неко­торые из них, как уже говорилось, первоначально были вооружены 76-мм  пушками Лендера, а на других были установлены 37-мм автома­ты 70-К и 45-мм полуавтоматы 20-К. За этот же период времени вошли в строй 2 катера пр. 1124 (БКА-101, -102) для КБФ и 4 в со­став Ладожской военной флоти­лии (БКА-97, -98, -99, -100). БКА-98 погиб 25 июля, а БКА-97 — 29 ав­густа 1941 г..

Первые же недели Великой Отечественной войны со всей очевидностью показали возрос­шую потребность в бронекатерах. 18 августа 1941 г. Главный коми­тет обороны принял решение о достройке заложенных до июня 68 и закладке 66-ти катеров на судострои­тельных заводах и 44-х на предприятиях наркомата речного флота.

В первые месяцы войны часть заводов-строителей оказалась в непос­редственной близости от линии фронта или уже на оккупированной тер­ритории. Советский Союз лишился Киевского завода № 300 — самого  крупного строителя речных военных катеров. В конечном счете построй­кой бронекатеров в годы войны занимались завод № 340 в Зеленодольске, завод № 638 в Астрахани, завод № 344 в Молотове (Пермь), а также частич­но судостроительно-судоремонтныс верфи Наркомричфлота в Куйбыше­ве, Новосибирске, Омске и Красноярске. Основная тяжесть легла на коллективы двух заводов — горьковского («Красное Сормово») и завода № 344 в Молотове, где применялись передовые методы производства. Так, пермяки собирали первые суда из отдельных листов и корпусного набора, а затем перешли на секционную сборку на потоке. Технологическое обо­рудование создавалось с помощью судостроителей, эвакуированных из Керчи и Николаева.

В сентябре 1941 г самый крупный судостроительный завод волжского региона — «Красное Сормово» передали в Наркомат танковой промыш­ленности, также в танковую промышленность передали Сталинградский завод № 264. Поэтому фактическое строительство речных кораблей про­должали лишь заводы в Зеленодольске, Астрахани, Рыбинске, Гороховце и в Молотове, из которых только первый имел опыт постройки боевых катеров. Но даже у него сразу возникли проблемы. Наркоматы ВМФ и судпрома передали в другие оборонные отрасли резервные запасы и мате­риалы. Так, бронекатера на заводских стапелях долго оставались без ба­шен, брони и без двигателей. Наладить технологию работы с броней на заводе № 340 удалось только в 1942 г. К тому времени у заводской стенки стояло 18 бронекатеров пр. 1124 и 8 — пр. 1125.

Условия военного времени и сужение производственной базы заста­вили вновь возвратиться к корректировке проектов бронекатеров, но те­перь в сторону их технологического упрощения. И, прежде всего, это кос­нулось пр. 1125.

С 1942 г. на бронекатерах пр. 1125 отказались от отделки жилых поме­щений, повсеместно оцинковку и линолеумное покрытие палубы заме­нили покраской, дюралюминиевые настилы — стальными и даже фанерными, красномедные трубы частично стальными. В пожарной, осуши­тельной и оросительной системах установили ручные насосы Гарда вмес­то электрических. Вообще источники потребления электроэнергии со­кратили до минимума, на некоторых бронекатерах отсутствовали даже прожекторы. Также на пр. 1125 ликвидировали электрокомпрессор и даже гальюн заменили на «выносное ведро». Это позволило ставить на катера любые имеющиеся в наличии маломощные генераторы. Зато бронирова­ние в районе бензобаков усилили до 14 мм. Кроме этого, стали заменять ставшие дефицитными двигатели ГАМ-34БС на импортные, получаемые по ленд-лизу. Естественно отказались и от двигателя экономического хода ЗИС-5.

На основе полученного опыта и введенного в действие наставления по боевой деятельности речных флотилий главный конструктор Ю.Ю. Бе­нуа внес изменения и в пр. 1124. Они коснулись, в частности, переделки артпогребов, что позволило значительно увеличить боезапас. Перечень изменений утвердил 5 марта 1942 г. заместитель наркома ВМФ по кораб­лестроению и вооружению адмирал А. М. Галлер.

Кроме этого, на катерах вто­рой серии усилили корпус, в ча­стности, иллюминаторы оста­лись только в кубрике и каюте командира. На катерах устанавили модифицированные бензино­вые двигатели типа ГАМ-34-БС, при этом из-за увеличения водо­измещения скорость полного хода снизилась на полузла.

В 1942 г. на Финском заливе, реке Неве и в Ладожском озере действовали катера Шхерного от­ряда КБФ, Истребительного отря­да ОВР Ленинградской ВМБ и ди­визиона бронекатеров Ладожс­кой военной флотилии. Количе­ство бронекатеров входивших в состав того или иного соединения менялось в зависимости от опе­ративной обстановки. Для учас­тия в различных операциях бро­некатера передавались из одного соединения в другое, а иногда и в оперативное подчинение армей­скому командованию.

Бронекатера КБФ, как прави­ло, обеспечивали артиллерийс­кую поддержку дозоров и карава­нов между Ленинградом и Крон­штадтом. Десантные операции на реках проводились значительно реже, тем не менее, катера сыгра­ли в них очень большую роль.

В составе Волжской военной флотилии, организованной в 1942 г. имелось 36 бронекатеров различных типов, разделенных на 4 группы: Сталинградская осо­бая, Саратовская, Зеленодольс­кая и Астраханская. Из них пос­ледние три группы участия в бо­евых операциях 1942 г. не при­нимали, за исключением борь­бы с авиацией противника.

Известно, что в состав Вол­жской военной флотилии входи­ли следующие бронекатера типа 1125: БКА-11, БКА-12, БКА-13, БКА-14, БКА-22, БКА-61, БКА-62. БКА-63, БКА-74. Кроме штатно­го вооружения на кожухах ма­шинных отделений некоторых бронекатеров (например, БКА-63) дополнительно устанавлива­лись 7,62-мм пулеметы М-1 на треногах. Известно, что БКА-61 имел на вооружении 76-мм пуш­ку Ф-34 и 12,7-мм армейский пу­лемет ДШК на треноге. БКА-62 также имел 12,7-мм армейский пулемет ДШК на треноге. На не­которых катерах пр. 1125 артил­леристы приспособились стре­лять из танковых пушек Ф-34 по самолетам, встречая их огнем при подходе, и обстреливая при отходе от каравана.

1889

Катера на Волге несли про­тивовоздушную оборону, защи­щая от гитлеровцев караваны и переправы. Так, бронекатер № 53 под командованием лейтенанта И. Д. Кардунина 27 и 29 июля 1942  г. сбил 2 бомбардировщика; только за период с 25 по 31 июля экипаж отразил 22 атаки авиации противника. На баке некоторых катеров предусматривалось мес­то для установки 82-мм миноме­та, необходимого при поддерж­ке высаживавшегося десанта.

1890

В кампанию 1942 г. броне­катера обеспечили противовоздушную оборону (ПВО) 13 ка­раванов и 128 отдельных транспортов суммарным во­доизмещением 1 160 тыс. т  Как правило, конвоирующие катера шли на буксире в хвос­те каравана и лишь при появ­лении самолетов противника запускали моторы и начина­ли ходить вокруг охраняемо­го каравана, открывая огонь по германским самолетам.

Сначала немцы летали на малых высотах (200 — 250 м), но после понесенных потерь от огня кораблей охраны ста­ли летать на высотах 1000 — 3 000 м.

Отряд бронекатеров, дей­ствовавших под Сталингра­дом, работал значительно на­пряженнее, и занимался, в основном, перевозкой войск и грузов в условиях ожесто­ченного огневого противодей­ствия наземных войск и авиа­ции противника.

Кроме того, при несении конвойной службы выясни­лось, что наиболее приспо­собленными для этого оказа­лись 4 бронекатера пр. 1124 (БКА № 71 /308; 32/316 73/318; 75/319; 71/308) вооруженный каждый двумя зенитными 76,2-мм пушками Лендера и спаренными 12,7-мм пулеме­тами в башне ДШКМ-2Б.

При зимовке палубы бро­некатеров засыпались для утепления опилками и обши­вались досками, борта засыпались снегом, а жилые помеще­ния отапливались камелька­ми на дровах. Орудийные расчеты жили на катерах и зимой.

Катера Волжской воен­ной флотилии под Сталингра­дом, вытащенные зимой на берег, вели огонь по противни­ку из артиллерии главного ка­либра.

Часто на катерах прихо­дилось устанавливать моторы зарубежных фирм, постав­лявшиеся по ленд-лизу, но они вызывали немало нарека­ний личного состава, так как требовали высокооктановый бензин и высокосортное мас­ло, у них слишком часто про­горали клапаны Бронекатера с моторами ГАМ-34 обознача­лись 1124/1 и 1125/1, а с мото­рами «Халл Скотт» и «Пак­кард» — соответственно 1124/11 и 1125/11. Все катера имели в основном стандарт­ную шаровую окраску, а во время операций в районах мелководных рек камуфли­ровались береговой расти­тельностью.

1891

Уже в ходе войны на не­которых катерах монтирова­ли на корме вместо орудий­ных башен реактивные уста­новки М-8-М или М-13-М, из­готовленные на базе знаме­нитых гвардейских миноме­тов БМ-8 и БМ-13. По прика­зу наркома ВМФ от 29 нояб­ря 1942 г. их приняли в качестве штатного вооружения. В том году в составе Волжской военной флотилии насчиты­валось всего пять таких кате­ров; это был один из первых случаев применения «катюш» в советском флоте. В кормовой части бронекатеров установи­ли дорожки для приема и по­становки мин заграждения, а также дымообразующую аппа­ратуру, замененную затем ды­мовыми шашками.

В 1943 г. Зеленодольский за­вод сдал флоту 22 катера пр 1124, 8пр. 1125 и 7 пр. С-40.В 1944г. — еще 13 единиц пр. 1124, которые оказались последними бронека­терами этого завода за время войны. В основном это объяс­няется тем, что к 1943 г. доля за­казов ВМФ в общем объеме про­изводства завода № 340 состав­ляла всего 20% — остальное было заказами других наркоматов. Основным поставщиком катеров пр. 1125 стал завод № 344: в 1943 г. он сдал 36 единиц, в 1944 г. — 40 и в 1945 г. — 34.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД