Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Шхерные мониторы

Решение о постройке первых десяти так называемых шхерных мони­торов Военный совет КБФ принял ещё 2 февраля 1942 г. Артиллерия главно­го калибра предэскизного проекта первоначально состояла из 2 76-мм пу­шек в башнях танка КВ. Недостатком проекта являлась установка авиаци­онных двигателей ГАМ-34БС из-за их малого моторесурса, высоких оборо­тов и большой пожароопасности. Но, учитывая настоятельную необходи­мость в этих кораблях, и отсутствие других двигателей в марте 1942 г. нар­ком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов утвердил предэскизный проект.

Под руководством Ю.Ю. Бенуа удалось разработать эскизный проект морского бронекатера для Балтийского флота (пр. 161), который получил одобрение и затем передан заводу им. Марти. На основе эскизного проек­та разработкой рабочей документации для серийной постройки «шхер­ных мониторов» занималось Конструкторское бюро Адмиралтейского завода (№194).

1892

Морской бронированный катер пр. 161 имел значительно меньшее водоизмещение — 163 т, и создавался практически «с нуля», так как пред­шествовавший ему пр. 138 оказался слишком сложным для постройки в ус­ловиях блокадного Ленинграда. Проект 161 предусматривал упрощенные обводы корпуса. К этому времени удалось наладить поставку оборудования из США, и в качестве главных двигателей решили установить авиационные бензиновые моторы «Паккард», вооружение состояло из 2 76-мм пушек в башнях танка Т-34. Кроме того, в кормовой части стоял 37-мм автомат, а на крыше боевой рубки — 1 12,7-мм турельный пулемет. Катер имел достаточ­но солидное бронирование рубки и цитадели — 30 — 50 мм.

Полностью сварной корпус разделялся на 12 отсеков. Плавучесть обес­печивалась при затоплении двух смежных отсеков. Двери в траверзных броневых переборках отсутствовали. В остальных непроницаемых пере­борках (толщиной 3 мм) выше ватерлинии стояли лазы с непроницаемы­ми крышками, что позволяло личному составу перемещаться по отсекам под защитой броневой палубы.

В машинном отделении располагалась главная энергетическая ус­тановка корабля, состоявшая из двух V-образных 12-цилиндровых дви­гателей «Паккард» суммарной мощностью 1800 л.с., вращавших два трехлопастных бронзовых гребных винта диаметром 600 мм и шагом 500 мм. Выхлоп с глушителями осуществлялся под воду. Кроме того, здесь же стояли два вспомогательных бензиновых двигателя мощнос­тью по 6 л.с.

Пожарная магистраль на 5 рожков нагнеталась одним электронасо­сом производительностью 8 м. куб./час. Водоотливная система отсутство­вала, но в качестве осушительных средств могли применяться два пере­носных эжектора, действовавших от пожарной магистрали.

Два паровых котла системы «Кларкстон» отапливали жилые кубрики, каюты, камбуз, галыоны, машинное отделение, обогрев расходных мас­ляных цистерн и расширительных водяных бачков.

Цитадель находилась между 21 и 48 шп., а оконечности между 6 — 21 шп и 48 — 70 шп. Броневая траверзная переборка на 6 шп. имела толщи­ну 14 мм, а на 21 и 48 шп. — 30 мм.

Главный командный пункт (ГКП) имел телефонную связь с орудиями главного калибра, 37-мм автоматом, минометами, румпельным и мотор­ным отделением. Переговорными трубами ГКП связывался с верхним мостиком, погребами, радиорубкой, машинным и румпельным отделени­ями. Кроме того, имелась звонковая сигнализация, состоявшая из трех групп: артиллерийской, авральной и машинной. В боевой рубке стоял один ручной штурвал, который крутили два человека.

Рядовой состав располагался в двух кубриках, начальствующий — в трех 2-местных каютах. Мебель — дюралюминевая. Первоначально пла­нировалось разместить 32 человека на стационарных койках, но, так как штат возрос до 38 человек, то дополнительные 6 человек разместили на откидных полках рундуков и подвесных койках. Камбузная плита отап­ливалась дровами или углем (вместо керосиновой по спецификации).

Из-за отсутствия необходимых по проекту теплоизоляционных мате­риалов (алюминиевой фольги и стекловойлока) жилые и служебные по­мещения пришлось изолировать пробкой на клею с зашивкой листовым железом.

Электровентиляцией оборудовались только погреба боезапаса, все остальные жилые и служебные помещения имели только естественную вентиляцию. После испытаний в машинном отделении установили один электровентилятор.

На корабле имелись два становых 200-кг якоря Холла, ручной шпиль, две резиновых лодки и одна шлюпка-двойка.

Головной морской бронекатер проекта 161 был заложен 16 октября 1942 г. на Адмиралтейском заводе, а 17 апреля 1943 г. Командующий Крас­нознаменным Балтийским флотом (КБФ), адмирал В. ф. Трибуц, осмот­рев спущенный на воду корабль, дал указание кардинально усилить зе­нитное вооружение. При этом предполагалось:

1) 2 миномета М-82 из вооружения полностью исключить, а на их фундаменты поставить 37-мм системы 70-К;

2) турельную 12,7-мм установку на боевой рубке заменить, в зависимо­сти от возможности поставок промышленностью, на спаренную 12,7-мм башню.

В результате огневая мощь корабля могла резко возрасти при почти полностью сохраненной диаграмме углов обстрела. Водоизмещение при этом возрастало на 7 — 7,5 т, потеря метацентрической высоты оказыва­лась в пределах 5 — 7 см, а скорость хода падала всего лишь на 1 — 1,5 %.

Но на флоте существовал острый дефицит 37-мм автоматов и спарен­ных 12,7-мм башен, поэтому в ночь с 7 на 8 июня 1943 г., когда головной шхерный монитор вышел на ходовые испытания, его удалось дополни­тельно вооружить лишь 45-мм полуавтоматической пушкой 21-К (уста­новленной вместо кормового 82-мм миномета) и двумя 12,7 мм пулеме­тами ДШК по бортам боевой рубки (установленных на тумбах в районе  24  — 26 шп.).

Головной корабль перешел из Ленинграда в Кронштадт, затем 9 июня испытания проходили в кронштадских гаванях, а 10 и 12 июня — на Боль­шом Кронштадском рейде. Сдаточные испытания завершились 18 сентября, и 22 сентября 1943 г. полностью закончились государственные испыта­ния головного шхерного монитора (с опозданием на 2 месяца и 22 дня).

Испытания показали, что грубые прямолинейные обводы цельносвар­ного корпуса (в условиях блокированного города, при остром дефиците топлива пришлось отказаться от горячей гибки металла) вызывают повы­шенное гидродинамическое сопротивление.

При скорости 10,5 узла бронекатер гнал перед собой огромный во­дяной вал (теряя при этом скорость), а на волнении 3 — 4 балла сильно зарывался носом, причем вода, заплескивавшаяся в клюзы, заливала башенные прицелы и оба пулемета ДШК, установленные по бортам боевой рубки. Бронированные крышки входных люков на верхней па­лубе не обеспечивали водонепроницаемости, поэтому пришлось уве­личить высоту комингсов и установить противовесные пружины.

Монитор управлялся плохо, на штурвале приходилось держать двух рулевых, поэтому на последующих кораблях пришлось уменьшить пло­щадь пера руля. А большой крен при поворотах, достигавший 17 — 20°, вы­нудил увеличить диаметр циркуляции.

Связь боевой рубки с кормовой башней на ходу практически не работала, так как переговорные трубы проходили через моторное отде­ление. Эту проблему удалось решить, введя шлемофонную танковую связь.

Приемная комиссия на основе опыта постройки и испытаний голов­ного шхерного монитора, а также учитывая боевой опыт войны, сделала вывод, что корабли этого класса, прежде всего, будут использоваться для борьбы с катерами противника в открытом море и сочла необходимым отметить, что дальнейшее совершенствование МБКА должно пойти по ли­нии улучшения в процессе последующего проектирования следующих тактико-технических элементов:

1) увеличение скорости полного хода, для успешной борьбы с катера­ми противника, причем необходимая мощность механической установ­ки должна быть обеспечена за счет создания легких дизелей большей мощ­ности, позволяющих уложиться в водоизмещение, близкое к шхерным мониторам пр. 161;

2) улучшение мореходных качеств путем изменения обводов носовой части корпуса корабля, который на ходу тянет за собой большую волну и зарывается;

3) повышение эффективности использования артиллерии главного калибра, путем установки соответствующих прицелов, позволяющих ис­пользовать башенные пушки на полную дальность стрельбы и удобства управления огнем.

Учтя это, в конструкцию следующих 8 МБК программы 1943 г. (№№ 503 — 510) внесли ряд изменений: установили фальшборт и крышки на клюзы, что уменьшило зарывание, сняли турельный пулемет с крыши боевой рубки, на это место установили командирскую башенку по образцу тан­ка Т-34-76.; повысили герметизацию корпуса; устроили стеллажи для 12 глубинных бомб; сделали подводный выхлоп двигателей, что позволило устранить парение за кормой и тем улучшить прицельную наводку кор­мовой башни. Для увеличения водонепроницаемости, на всех дверях и люках заменили кожаные прокладки на резиновые и установили метал­лические мамеринцы на башнях. Над машинным люком установили 2 мм железные комингсы, высотой 0,5 — 0,7 м.

А уже следующие десять бронекатеров проекта 161, строившиеся по программе 1944 г., претерпели еще большие изменения. Криволи­нейные, более обтекаемые носовые обводы, удлиненный фальшборт улучшили ходкость катера и уменьшили заливаемость палубы. В попе­речных переборках полностью убрали люки, что повысило непотопля­емость. Рациональная компоновка позволила уменьшить размеры бро­нированной цитадели. Остойчивость корабля удалось повысить за счет снижения основания 37-мм автомата и уменьшения высоты боевой рубки на 200 мм. На ее крыше для улучшения обзора установили ко­мандирскую башенку танка Т-34 с люком и танковым перископом. Вен­тиляция в машинном отделении и артиллерийских башнях была улуч­шена с помощью трех электровентиляторов. Компасную площадку опу­стили на 750 мм, оборудовав её машинным телеграфом и переговорной трубой.

1894

Высокооборотные, с большим расходом дефицитного высокооктано­вого бензина и малым моторесурсом двигатели «Паккард» обеспечивали крайне низкий пропульсивный коэффициент, и первые десять кораблей пр. 161 имели малую скорость хода.Установка этих двигателей являлась вынужденной мерой из-за отсутствия подходящих дизелей. Однако в мае 1943 г. во Владивосток прибыли первые 15 дизелей фирмы «Дженерал Мо­торе» мощностью по 500 л.с. Поэтому, начиная с одиннадцатого корабля серии, на шхерные мониторы стали устанавливаться эти двигатели, что позволило, увеличив на 30% дальность плавания, в три раза снизить рас­ход взрывобезопасного и дешевого топлива.

Установили естественную вентиляцию погребов, так как башенной оказалось недостаточно.

Удлиненная носовая часть уменьшила на 10% сопротивление движе­нию, уменьшила и заливание палубы.

Электропривод башен сняли и установили механические ограничи­тели углов обстрела танковых пушек, так как точнее и безопаснее оказа­лось наводить вручную.

По решению Военного Совета Ленфронта от 18 ноября 1942 г. завод в 1942  г. должен был поставить 10 шхерных мониторов. Из них пять кораб­лей удалось полностью укомплектовать броней спецификационных тол­щин. А остальные пять комплектовались броней исходя из следующих принципов:

1)  общая масса брони не должна была превышать проектную;

2) на борт цитадели и на боевую рубку разрешалось ставить броню толщиной от 40 до 60 мм. Для боевой рубки, из желания сохранить остой­чивость, это могла быть только лобовая плита;

3)  на палубу цитадели должна идти броня 23 — 26 мм;

4) на оконечности (в случае если на боевую рубку и борт цитадели шли 40 мм плиты) допускалась броня от 13 до 20 мм толщиной. При 50-мм толщине борта цитадели и рубки на оконечности допускалась установка только 15-мм брони.

По пр. 161 завод № 194 в 1943— 1944 гг. построил 20 МБКА, которые активно использовались для артиллерийской поддержки десантов во вре­мя Выборгской, Моозундской и Восточно-Прусской наступательных опе­рациях.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД