Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Британские корабли огневой поддержки десанта

Попытки создать морской бронекатер велись и в других странах.

Так, англичане начали работать над катером для поддержки десанта еще в 1938 г. За основу вначале взяли разработанный еще в 1926 г. корпус пехотно-десантного катера, предназначенного для перевозки живой силы с судна на берег. Сравнительно небольшое водоизмещение таких кораб­лей сковывало инициативу проектировщиков: удачного бронекатера из них создать так и не удалось.

В декабре 1940 г. в английском Адмиралтействе возникла идея созда­ния бронекатера на базе более крупного десантно-транспортного катера образца 1926 г. За исполнение этого заказа взялась фирма «Торникрофта», которая в мае 1942 г. представила проект десантного бронекатера L.C.S.(L)1 (133), предназначенного для противодействия вражеским тан­кам в районах высадки. Испытания экспериментального образца, прове­денные весной 1943 года, продемонстрировали порочность замысла: ни­какие ухищрения не помогут 20-тонному катеру противостоять 40-тон­ному танку. А на увеличение веса накладывало запрет требование, соглас­но которому бронекатер должен приниматься на борт транспортного суд­на. Осознав всю безнадежность этих попыток, англичане обратили свои взоры на десантные корабли Группы 3 Б... Надо сказать, что по классифи­кации британского Адмиралтейства все десантные корабли подразделя­лись на три группы: 1 — пехотно-десантные; 2 — транспортно-десантные; и 3 — огневой поддержки десанта. Каждая группа делилась на подгруппы: А —корабли для действий между транспортным судном и берегом, Б — для действий между берегами.

Водоизмещение боевых единиц группы ЗА ограничивалось 25 — 30 т, а группы ЗБ — 800 — 900 т. Взяв за основу деревянный корпус малого пехотно-десантного корабля LCI (S), его обшили 6-мм броней и установили 57- мм пушку в танковой башне и зенитное вооружение. Получившийся в результате бронекатер поддержки десанта LCS(L)2 хотя и удивлял огне­вой мощью, несопоставимой со слабым деревянным корпусом, не мог идти ни в какое сравнение с советским морским бронекатером пр. 161, создан­ным в то же время в блокадном Ленинграде.

Британские морские бронекатера

Поздней осенью 1942 г. в ходе подготовки к высадке на Сицилию ко­мандованию союзников стало ясно, что танки противника едва ли предста­вят сколько-нибудь серьезную угрозу десантным частям. Поэтому главной целью для кораблей поддержки стали стационарные огневые средства — береговые батареи, доты и дзоты. Постройку же противотанковых катеров поддержки ограничили всего десятью единицами, а основное внимание английские кораблестроители сосредоточили на кораблях типа LCG.

Необходимость в таком катере вызвалась тем, что «мониторы» не го­дились для действий в зоне высадки, а эсминцы и другие малые корабли флота считались слишком ценными, чтобы подставлять их под кинжаль­ный огонь береговых орудий. Поэтому пришлось воспользоваться удач­ным опытом создания кораблей противовоздушной поддержки десанта типа LCF(l). Для этого в корпусе танкодесантного корабля LCT(3) уста­навливали два 120-мм корабельных орудия и от двух до четырех «эрликонов». В результате получился корабль нового типа — LCG (L).

К началу сицилийской операции в Великобритании строили корабли типа LCG(L) 3. А позднее, для действий на Дальнем Востоке, танкодесан­тные корабли LCT(4) переоборудовали в корабли поддержки десанта, в результате чего получились LCG(L) 4. Хотя они несли большое количе­ство боеприпасов, расположенных выше ватерлинии, взрывоопасность удалось существенно снизить за счет увеличения числа отсеков. Как показал опыт войны, главным недостатком этих кораблей при обстреле береговых целей стал небольшой угол возвышения орудий, что мешало поражать закрытые цели.

Высадка на Сицилии стала прелюдией к более крупной десантной опе­рации — открытию второго фронта в Нормандии. В ходе подготовки к ней пришли к выводу, что господство в воздухе — непременное условие при проведении высадки. Для прорыва противодесантной обороны предполага­лось также использовать тяжелую артиллерию флота. Армейские специа­листы считали, что всего этого недостаточно: как только десантники сту­пят на берег, им потребуется поддержка сухопутной артиллерии.

Чтобы выполнить это условие, с одной стороны, требовалось размес­тить на десантных кораблях обычные полевые, танковые и самоходные орудия, способные вести огонь прямо с палубы; с другой — разработать корабль с армейскими орудиями, установленными в морских башнях. При этом специалисты сухопутных войск настаивали, что такие корабли дол­жны на равных вести дуэль с вражескими танками и дотами и оказывать обычную артиллерийскую поддержку наступающим частям, а моряки — чтобы эти корабли могли совершать переходы в открытом море. В резуль­тате появился средний корабль поддержки десанта — LCG(M).

Конструкторы фирмы «Джон Браун» предусмотрели в конструкции интересную новинку: затопив часть отсеков, катер можно было посадить на грунт в районе высадки. Это улучшало защиту жизненно важных час­тей корабля от вражеских пуль и снарядов и позволяло вести огонь с более устойчивой платформы. Для сохранения маневренности затопленные отсеки могли быстро осушаться с помощью низконапорного насоса про­изводительностью 460 т/ч, разработанного специально для этого корабля. Кроме того, фирме удалось создать такие новые морские установки для армейских 76-мм и 88-мм орудий.

В мае 1943 г. чертежи новых проектов получили несколько небольших судостроительных фирм для серийной постройки. Однако головной ко­рабль серии LCG(M) 1 вступил в строй лишь в июне 1944 г., когда операция в Нормандии успешно завершилась.

Так как требования к кораблям поддержки десанта на Дальнем Востоке оказались иными, на LCG(M) стали усиливать пулеметное вооружение за счет снятия насосных установок и облегчения бронирования.

К созданию ракетных кораблей поддержки десанта английские ко­раблестроители приступили одновременно с работами над большими ар­тиллерийскими кораблями типа LCG(L). Взяв за прототип тот же танкоде­сантный корабль LCT(2), конструкторы установили на его палубе пуско­вые ремы на 792 ракеты. Второй комплект ракет размещался в погребах под верхней палубой. При этом боевой заряд каждого ракетного снаряда составлял 13 кг, а масса форсового состава — 3 кг. Одним залпом, весив­шим 17 т, корабль LCT(2) мог накрыть площадь 670x145 м. Позднее на базе танкодесактного корабля типа L.C.T.(3) удалось создать более мощный корабль ракетной поддержки десанта LCT(R), вооруженный 1080 или 936 ракетными снарядами в зависимости от их типа.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД