Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

ИЗ ИСТОРИИ БРОНЕНОСНОГО ФЛОТА

Новую систему морской войны, основанную на применении судов, по­крытых броней, еще в 1812 г. разработал американский инженер Стивенс. Эти же идеи вновь предложил французский изобретатель бомбических пу­шек Пексан в 1821 г. Но на это не обращали внимания до тех пор, пока русская эскадра под командованием Нахимова в 1853 г. не истребила турецкий флот в Синопе. Разрушительное действие бомбических зарядов доказало их ги­бельность для деревянных судов. Те же орудия, действовавшие с Севастополь­ских батарей, не позволили соединенному англо-французскому флоту с ходу захватить главную военно-морскую базу России в 1854 г.

Все это подтвердило неизбежность бронирования судов. В 1854 г., для атаки русских береговых укреплений на Черном море, во Франции при­ступили к постройке трех деревянных броненосных плавучих батарей: «La Lave», «La Devastation» и «Le Tonnante». Каждая из них была вооруже­на 16 орудиями 50-фунтового калибра и была защищена 102-мм железны­ми плитами. Это были весьма неуклюжие изделия, имевшие скорость хода при хорошей погоде не более 3 уз., а при волнении их нужно было букси­ровать. Именно таким образом эти батареи были приведены из Тулона на Черное море, где и участвовали в осаде Кинбурна.

Англичане, разрабатывая план нападения на Кронштадт, получили от французов чертежи первых броненосных батарей и сами построили 7 же­лезных плавучих батарей, каждая из которых имела от 14 до 16 орудиий 68-фунтового калибра, скорость хода — 6 — 7 уз., 76-мм броню.

В конце 1854 г. командование Балтийского флота, готовясь к встрече британского агрессора, решило использовать проект батарейных плотов, созданный еще в 1788 г. корабельным мастером Д.Д. Масальским. Чертежи бронирования этих плотов сделал корабельный инженер А.Я. Гезехус. О готовности первого броненосного плота их строитель, инженер-полков­ник С. Т. Чернявский, доложил в начале мая 1856 г. После заключения мира 13 плотов были законсервированы на складах, а один был расстрелян в научных целях. По результатам опытов спроектировали 3-пушечный и 2-пушечный броненосные плоты, обладавшие более сильной броневой за­щитой (при том же водоизмещении).

Франция, уже имея опыт постройки своих броненосных судов и удач­ную практику их применения в Кинбурне, после Крымской войны при­ступила к разработке чертежей и строительству деревянных фрегатов с бронироваными бортами. В Англии сначала к этой затее отнеслись недо­верчиво, полагая, что французы будут строить лишь плавучие батареи. Но в ноябре 1859 г., после того как.сошел на воду первый французский море­ходный броненосец «La Gloire» (головной из серии в 3 ед), Британия при­ступила к постройке на частных верфях четырех железных бортовых бро­ неносных фрегатов, первый из которых — «Warrior» — был спущен на воду в декабре 1860 г.

Броненосец "Ла Глуар"

Тяжелое финансовое положение России после Крымской войны и недостаток бюджета, большая часть которого расходовалась на содержа­ние флотов, портов и чиновников, привело к тому, что до 1861 г. Морское Ведомство ограничивалось лишь предварительными опытами над желез­ными плитами и листами, изготовленными на русских горных заводах. Результаты опытов показали, что хотя русское железо и превосходит ино­странное по качеству, но технология его производства значительно от­стает (отсутствует прокат броневых плит) и не отвечает современным тре­бованиям.

В 1861 г. в С.-Петербурге строится из английского и частично русско­го железа канонерская лодка «Опыт» (заложена 8 августа 1861 г., спущена на воду 27 сентября 1861 г.). Бронировался у неё только носовой бруствер, за которым стояла одна 60-фунтовая длинная пушка. Блиндированные пли­ты для верхней, а также одна половина плит для нижней брони изготовля­лись на Адмиралтейских Ижорских заводах. Другая половина плит, для нижней брони, изготовлялась на Кронштадтском пароходном заводе (его плиты при испытании оказались прочнее не только плит других русских заводов, но и французских). Морское Министерство, зная проблемы рос­сийского судостроения и технологическое отставание (даже при пост­ройке «Опыта» лучшие русские заводы не могли обеспечить на первых порах поставку необходимого фасонного железа и литья), заказало в кон­це 1861 г. постройку броненосной батареи «Первенец» в Англии. Именно в этой стране был составлен её проект по заданию Кораблестроительного технического комитета. Проектное вооружение «Первенца» должно было составлять 22 длинные 60-фунтовые пушки. Впоследствии их заменили нарезными 203-мм орудиями.

Гражданская война США 1861 — 1865 гг. сыграла огромную роль в ста­новлении американской нации Всё, что происходило до этого в амери­канской науке, промышленности и искусстве было подражанием евро­пейской и, преимущественно, английской культуре. При этом Соединен­ные Штаты, во всём, что касалось повышения производительности труда, далеко опережали многие страны.

Американская элита поняла необходимость развития народного об­разования, так как военная мощь государства измеряется не только коли­чеством боевых машин, но и числом образованных людей. Машины, по­вышающие производительность и качество труда в промышленности и на транспорте, могли с таким же успехом применяться и для ведения боевых действий. Выстрел, направляемый одним человеком, управляю­щим громадным орудием при помощи паровых механизмов, мог утопить неприятельский корабль гораздо быстрее, чем часовая канонада из сот­ни устаревших орудий, управляемых тысячью матросов.

Перед началом кровопролитных битв флот САСШ состоял всего лишь из 26 кораблей. И хотя они были вооружены крупнокалиберной артилле­рией, этого явно не хватало для блокады огромного побережья мятежных штатов, перевозки войск и борьбы с фортами противника. Тогда амери­канцы вооружили мощной артиллерией быстроходные паровые транспор­ты. И эти бывшие купеческие суда оказались вполне боеспособными. В Европе этому первоначально не придали должного значения. Дело в том, что морская бюрократия Старого Света ориентировалась на большое ко­личество маломощных пушек, установленных на одном корабле, и счита­ла, что корабль с десятью орудиями всегда победит противника с одной пушкой на борту.

Но американцы поняли, что только по числу стволов нельзя судить о боевой мощи корабля. В начале гражданской войны 50-фунтовое нарезное орудие считалось самым мощным во французском флоте, британцы вполне надеялись на разрушительную силу 68-фунтовых гладкоствольных пушек. Между тем даже небольшие американские канонерские лодки имели 100-фунтовые нарезные, а некоторые из корветов — 150-фунтовые нарезные или 229-мм гладкоствольные пушки.

Оригинальный характер вооружения составил отличительную и са­мую важную черту американского флота. Поэтому бывшее купеческое судно, вооруженное одним 279-мм орудием на поворотной платформе, могло оказаться достойным противником для европейского корабля, ба­тарея которого имела много легких пушек устаревших конструкций.

Вновь построенный броненосный флот Соединенных Штатов, с уни­кальными кораблями и артиллерией, стал воплощением их национальной идеи. Среди броненосных кораблей класс мониторов следует отметить особо, так как именно его появление в Северо-Американских Соединен­ных штатах вызвало шок в морских кругах Великобритании — единствен­ной сверхдержаве тех лет. Неожиданное для Европы появление монито­ров и «толстых пушек» произвели переворот в корабельной архитектуре тех лет и военно-морском искусстве всего мира. В ходе гражданской вой­ны в САСШ произошло первое сражение броненосцев, после которого огромные флоты деревянных кораблей стали бесполезными.

История созданий кораблей класса мониторов началась с того, что в Норфолкском Адмиралтействе южане подняли корпус затонувшего фрега­та «Мерримак» и установили на нем каземат, защищенный железной бро­ней. Корабль был вооружен 8 орудиями калибра 152 — 229 мм. Он уничто­жил два федеральных паровых фрегата — «Конгресс» и «Кумберланд». Спе­циально для борьбы с «Мерримаком» шведский инженер Джон Эриксон с большой поспешностью спроектировал и построил совершенно новый по конструкции корабль, названный им «Монитор». Корабль вошел в строй уже через 100 дней.

Áðîíåíîñåö êîíôåäåðàòîâ "Jacson"

Действительно, «Монитор», небольшой башенный корабль США, во­оруженный двумя 279-мм пушками, размещенными во вращающейся бронированной башне, выиграл на Хемптонском рейде четырехчасовой бой с большим броненосным фрегатом «Мерримак». Это оказалось сра­жением не только между Севером и Югом, но и между американской и европейской конструкциями броненосцев. Дело в том, что на «Меррима­ке» была применена европейская система бронирования, за исключени­ем наклонных бортов, которые увеличивали надежность конструктивной защиты. То есть этот корабль мятежного Юга вполне мог соперничать с любым броненосцем английского или французского флота.

При создании своих мониторов американцы руководствовались дву­мя основными идеями, принципиально отличавшимися от принятых ев­ропейскими государствами. Первая, существовавшая еще со времен деревянных кораблей, заключалась в уменьшении числа орудий и в увеличе­нии массы их залпа. Другая, основополагающая идея, состояла в том, что­бы уменьшить наружную поверхность броненосного корабля, и в двух орудиях, установленных в башне, сосредоточить всю массу залпа. Крупно­калиберные пушки могли обстреливать любую точку горизонта, что дава­ло преимущество перед большим числом орудий меньшего калибра, сто­явших в батарейной палубе.

Европейские государства в то время стремились увеличить число ору­дий сравнительно небольшого калибра, и для  этой цели увеличивали размеры своих кораблей. Американцы, наоборот, избрали для атаки разру­шительную силу тяжелого заряда, а для обороны — небольшую поверх­ность непроницаемой брони. Поэтому результаты знаменитого боя пер­вых броненосцев показали, что в постройке и вооружении кораблей Аме­рика опередила Европу.

Федеральное правительство немедленно развернуло строительство мониторов, и по готовности посылало их для действий против береговых укреплений. В то время считалось, что они если и не вполне неуязвимы от береговых батарей, то, во всяком случае, более эффективны в действии.

В других операциях, например против укреплений Чарльстона мониторы действовали весьма успешно и продуктивно. Корабли поддерживали фланги войск, подавляли орудия противника, отбивали контратаки южан.

Ìîíèòîð ÑØÀ "Osage"

К концу Гражданской войны в составе флота США было 39 мониторов 9  типов, а также строились усовершенствованные корабли этого класса, В 1868 г. комиссия из командиров мониторов США составила секретный отчет об их боевых действиях. Она отметила слабые мореходные каче­ства этих кораблей, а также их неспособность делать самостоятельные мор­ские и тем более океанские походы и малую скорострельность 381-мм глад­коствольных орудий (один выстрел за 7 минут).

Ìîíèòîð ÑØÀ "Êàñêî"

Такое заключение боевых моряков, непосредственно сражавшихся на мониторах, весьма характерно, и говорит о том, что корабли этого класса могли решать лишь ограниченное число боевых задач.

Об этом докладе в Старом Свете не было известно, и многие европей­ские страны, помимо мореходных броненосцев, принялись интенсивно строить мониторы.

В 1862 г., изучив результаты известного морского сражения на Хемптонском рейде, показавшие безусловное превосходство броненосных су­дов над обычными деревянными, русское Морское Министерство реши­ло начать строительство оборонительного флота, с тем чтобы потом пе­рейти к созданию мореходных броненосцев.

Контр-адмирал Корпуса корабельных инженеров Лесовский и под­полковник Арцеулов, изучая в Америке постройку броненосных судов обратили внимание на мониторы Эриксона. Отметив преимущества их в прибрежной обороне, Лесовский признал эти корабли как весьма по­лезные в защите русских портов и побережий. Вследствие чего ему по­ручили ближе ознакомиться с этими броненосцами, а корабельному инженеру Арцеулову — подробно изучить технологию их постройки и приобрести чертежи и спецификации. Что и блестяще удалось проде­лать. В феврале 1863 г. контр-адмирал Лесовский и подполковник Арцеу­лов возвратились в Россию с чертежами и спецификациями всех броне­носцев САСШ.

Мониторы Эриксона привлекли Морское Ведомство дешевизной (400 000 долларов) и быстротой постройки. Кроме того, эти корабли бро­нировались не сплошными толстыми плитами (как было принято в Анг­лии и Франции), а пакетом из 35,4-мм железных листов, что для России было немаловажно, так как она в то время не могла еще катать толстые броневые плиты.

Строительство русских мониторов подталкивал и политический кри­зис 1863 г Из-за событий в Польше Россия опасалась вторжения соеди­ненного англо-французского флота в Кронштадт и Петербург, а монито­ры уже показали свою неуязвимость и при умеренной длине, хорошей  маневренности и малой осадке, они были удобны для действия на тес­ных рейдах и в шхерах.

В июне 1863 г. началось строительство 10 однобашенных канонерских лодок (мониторов): две из них строились на казенные средства в Бельгии и собирались на Гуттуевском острове. Остальные строились в Петербурге на частных заводах. Работы велись усиленными темпами, днем и ночью, в две смены. И через год все десять лодок вошли в строй. Стоимость их коле­балась от 554 000 до 618 500 рублей.

Ïðîåêò áàøåííîé ëîäêè "Ñìåð÷"

Одновременно было введено в строй 13 батарейных плотов, обшитых броней и вооруженный каждый 2 орудиями большого калибра. Видимо, это были модернизированные 13 плотов, которые остались после Крымс­кой войны.

Недостроенная в Англии батарея «Первенец» (на которую уже на­чали навешивать броневые плиты) 3 августа 1863 г. была приведена в Кронштадт вместе с запасом броневых плит и достраивалась уже здесь. В 1862 г. в России заложили вторую броненосную батарею русского флота «Не тронь меня». Строил ее по приглашению Морского Мини­стерства английский инженер Митчел. По контракту он должен был построить батарею из английского и русского железа с участием анг­лийских- и русских рабочих и инженеров, с тем чтобы обучить послед­них броненосному судостроению. Батарея «Не тронь меня» практичес­ки не отличалась от «Первенца», незначительные изменения касались только бронирования и расположения надводной части корпуса. Она была снабжена машиной в 450 л. с., снятой с винтового корабля «Кон­стантин». На батарее планировалось разместить 16 203-мм нарезных орудий. Броневые плиты изготовлялись в Англии. Спуск батареи на воду состоялся в июне 1864 г.

В это же время началась постройка из английского железа и по анг­лийскому проекту двухбашенной лодки «Смерч». Лодку сначала предпо­лагали вооружить 4 203-мм нарезными орудиями в 2 башнях, затем по­ставили 2 229-мм нарезные пушки.

Áðîíåíîñíûé ôðåãàò "Ñåâàñòîïîëü"

В начале 1863 г. Морское Министерство решило перестроить винто­вые фрегаты «Севастополь» и «Петропавловск» в броненосные. Деревян­ный паровой фрегат «Петропавловск» был заложен 9 сентября 1861 г. в Петербурге и строился под руководством корабельного инженера капита­на Иващенко. Броня толщиной 114 и 63,5 мм изготовлялась английской фирмой Браун и К0, плиты брони для тарана — на Ижорских заводах. Сна­чала предполагалось установить в носу и корме по одной 2-орудийной баш­не, однако впоследствии от этого отказались, чтобы не обременять мас­сой башен оконечности фрегата. Машина в 800 л. с. была изготовлена на частном заводе Берда. «Петропавловск» спустили на воду в августе 1865 г., он давал ход 12 уз.

Фрегат «Севастополь» был заложен 16 марта 1861 г. в Кронштадте. В 1863 г. началась подгонка броневых плит, изготовленных в Англии. Уста­новку плит закончили в конце июля 1864 г. 12 августа фрегат прошел за­водские испытания, а 8 октября вышел из гавани на ходовые испытания.

Чертеж бронирования составил строитель фрегата «Севастополь» инженер-полковник Шаумбург. Четыре плиты для носового тарана изготовле­ны на Адмиралтейских Ижорских заводах. Машина для фрегата изготов­лена на Ижорских заводах. Скорость хода составила 13 уз.

Îäíîáàøåííûé ìîíèòîð Áàëòèéñêîãî ôëîòà

Из тяжелого политического кризиса 1863 г., вызванного польским вос­станием, Россия вышла с помощью своего флота. Две крейсерские эскадры были посланы к тихоокеанскому и атлантическому побережью САСШ. Они одновременно появились в Сан-Франциско и в Нью-Йорке. Как изве­стно, в Гражданской войне Англия поддерживала южные штаты. Россия же, встав на сторону северян, прикрыла их порты и стала действовать против каперов южных штатов. Англия, оказавшись в такой ситуации, очень быстро потеряла интерес к польскому вопросу. Лишившись под­держки Англии, Франция в одиночку не рискнула вмешиваться в рус­ско-польские отношения, и к 1864 г. польское восстание прекратилось. Россия в более спокойной обстановке могла продолжить строительство своего броненосного флота.

В январе 1865 г. в Санкт-Петербурге приступили к постройке: 2 2-башенных броненосных лодок «Чародейка» и «Русалка», 2 2-башенных бро­неносных фрегатов «Адмирал Свиридов» и «Адмирал Чичагов», 2 3-башенных броненосных фрегатов «Адмирал Грейг» и «Адмирал Лазарев» и двух рангоутных мореходных броненосцев «Князь Пожарский» и «Ми­нин». Из них первые шесть броненосцев могли совершать прибрежные плавания, а два последних годились для дальних плаваний и крейсерств в открытом океане. Все эти броненосцы замечательны тем, что броневые плиты для них катались в России на Камском и Ижорских заводах.

Однотипные «Чародейка» и «Русалка» строились заводом Митчела. Они были спущены на воду в 1867 г., толщина их брони составляла 114 и 88,9 мм.

«Спиридов» и «Чичагов» строились по одному проекту Невским заво­дом. Машины изготавливались на том же заводе.

«Грейг» и «Лазарев» также однотипны, но строились на разных заво­дах; «Адмирал Грейг» — в Новом Адмиралтействе казенными средствами, а «Адмирал Лазарев» на частном Балтийском заводе Карра и Макферсона, на котором же были изготовлены и машины в 400 л. с. для обоих броне­носцев. Броня борта равнялась 88,9- 152 мм, башен - 139,7 — 165 мм. Пер­воначально они имели на вооружение по 2 229-мм нарезных орудия в башне, впоследствии поставили по одному 279-мм орудию в башне.

Спуском в 1867— 1868 гг. восьми кораблей, заложенных в 1865 г., за­кончилось строительство оборонительного броненосного флота на Бал­тийском море.

К слову сказать, Россия, построив 10 мониторов Эриксона, к 1906 г. часть их сломала на металл, часть перестроила в баржи для хранения мин или в плавучие лазареты.

Англия в период 1863— 1870 гг. ввела в строй по две пары мониторов 2-башенного типа с 234-мм и 254-мм артиллерией, водоизмещением в 2 700 — 3 ООО т, что уже само по себе являлось отступлением от первоначаль­ного типа. Затем вошли в строй свыше 10 броненосцев, водоизмещение ко­торых постоянно росло от 3 500 до 5 000 т. Для защиты своих колоний анг­лийское правительство выбрало проекты мониторов, разработанные зна­менитым британским кораблестроителем Ридом. Палаты представителей британских колоний, которых это касалось, согласились оплатить пятую часть стоимости кораблей для прибрежной обороны. Из трех мониторов, заложенных для этой цели, «Gerberus» предназначался для Мельбурна, а два других — «Abyssinia» и «Magdala» — для обороны Бомбея.

В 1891 г. Британия имела 16 кораблей этого класса. Но к 1906 г. у неё осталось только шесть мониторов, предназначенных для охраны колони­альных портов, из них 2 были в Бомбее, 2 — в Австралии, и 1 — на Бермуд­ских островах. К 1913 г. во флоте Великобритании эти корабли уже не числились.

Франция купила в США один 2-башенный монитор «Onondaga», ко­торый причислила к классу броненосцев береговой обороны. Затем, из подражания Англии, тоже построила низкобортный броненосец берего­вой обороны, с двумя 330-мм башенными орудиями, доведя его водоиз­мещение до 6 000 тонн. Водоизмещение следующего корабля возросло до 7 800 т, а вооружение составило 2 330-мм пушки, с длиной ствола в 45 калибров. Однако своей архитектурой эти корабли уже не были похожи на монитор.

Германия, обзаведясь первоначально одним монитором типа «Арминиус», больше таких кораблей не строила, стремясь все-таки к мореход­ности, хотя бы в пределах Балтийского моря.

Скандинавские страны, в зависимости от имеемых средств, также построили несколько мониторов. Из них три — «John Erikson», «Thordon» и «Tirfing» — спущены на воду в Швеции, два «Scorpion» и «System» — в Норвегии. Все эти корабли строились по чертежам конструктора Дельи, под руководством самого Эриксона. Их основные отличия заключались в сокращении носового свеса и перестановкой башен несколько вперед. Этим удалось уменьшить дифферент на корму, для уравновешивания ко­торого американцы клали в нос мониторов слишком много балласта. Дли­на корпуса норвежского монитора «System» достигала 62,33 м, и его ос­новное отличие от шведских кораблей этого класса заключалось в том, что довольно большой машинный люк окружался высоким и толстым комингсом с раструбом. Кроме этих пяти мониторов Швеция построила 20 броненосных канонерских лодок для защиты озер и шхер. По своей конструкции эти корабли напоминали мониторы Норвегии в 1897, а в Шве­ции в 1903 г. перевооружили свои мониторы скорострельной артиллерией 120-мм и 152-мм калибра, и использовали их для охраны минных заграж­дений. Нидерланды так же построили несколько мониторов на британс­ких верфях.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД