Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Советские проекты мониторов для Дуная

Советская Дунайская флотилия создавалась в необычайной спешке. Примером того служат заложенные в 1939 году мониторы типа «Шилка» (проект СБ-57), предназначавшиеся первоначально для среднего течения Амура. Все вооружение новых кораблей, призванных сменить русские мониторы (канонерские лодки типа «Шквал»), включая и крупнокали­берные пулеметы, предполагалось разместить в башнях, специально для этого проектировавшихся. После расширения сферы деятельности Днепровской и создания Дунайской флотилий корабли решили оставить в Европейской части СССР. По своим тактико-техническим данным эти мониторы могли стать самыми мощными речными кораблями Евро­пейской части СССР, но начавшаяся война вынудила прервать строи­тельство, а затем и уничтожить корпуса недостроенных кораблей.

Работа над проектом СБ-57 началась еще в 1934 г. Эти корабли виде­лись как уменьшенный вариант мониторов типа «Хасан» (пр. 1190). Утвержденный к постройке для реки Амур технический проект лег­кого монитора типа «Шилка» имел следующие зенитное вооружение: 4 45-мм полуавтомата в двух башенках типа 41-К и 6 12,7-мм пулемета в трех башенках типа ДШКМ-2Б.

Такое зенитное вооружение корабля, представлявшего значительную цель для нападения с воздуха (длина 71,65 м, ширина 11,2 м), в условиях ограниченного речного фарватера, уже считалось недостаточным.

В первоначальном варианте проекта монитора намечалось установить 6 башенок с 45-мм зенитной артиллерией. Но, исходя из требования умень­шения осадки, при последующих корректировках проекта СБ-57, зенит­ное вооружение пришлось уменьшить.

Ïðîåêò ìîíèòîðà ÑÁ-57

После решения Комитета обороны о передаче трех легких мониторов в состав Дунайской флотилии, вопрос о проходимой осадке в известных пределах потерял свое первоначальное значение, так как глубины Дуная позволяли иметь осадку до 1,6 м.

Начавшаяся Вторая мировая война еще раз подтвердила особую необходимость усиления противовоздушной защиты кораблей. Поэтому командование советского ВМФ сочло нужным увеличить зенитное воору­жение до десяти 45-мм полуавтоматов в пяти башенках типа 41 -К и десяти 12,7-м пулеметов в пяти башенках типа ДШКМ-2Б.

Таким образом, артиллерийское вооружение корабля стало следую­щим: 4 130-мм/50в2 башнях (боезапас 400 снарядов): 10 45-мм полуавто­матов в 5 башенках; (боезапас 5 ООО снарядов) и 10 12,7-мм пулеметов в 5 башенках (боезапас 20.000 снарядов).

Осадка монитора из-за дополнительных артиллерийских установок, подкреплений, боезапаса, оборудования и личного состава увеличилась всего на 4 см, и углубление корабля достигло 1,19 м, против проектной осадки 1,15 м. Личный состав дополнительных артиллерийских устано­вок удалось разместить на подвесных койках.

Корпуса кораблей находились еще на стапелях, поэтому необходи­мые переделки не могли сказаться сроках готовности.

Принятые к установке на мониторы 45-мм полуавтоматы обладали небольшой скорострельностью — 20 выстрелов в минуту. Скорострель­ность 37-мм автоматов была во много раз выше и достигала 160—180 выст­релов в минуту. Поэтому руководство ВМФ ти получения башенных спаренных 37-мм автоматов. Однако их произ­водство отечественная промышленность так и не освоила.

По техническому проекту на легкие мониторы были установлены два главных двигателя типа 38-КР-8 мощностью по 800 л.с. Расчетная скорость корабля при этом могла достигнуть 12 уз. Скорость же существующих румынских мониторов, по справочным данным, достигала 13 уз.

Учитывая более слабое бронирование строящихся легких мониторов по сравнению с кораблями вероятного противника (борт — 50 мм, палуба  30 мм против 75-мм бортовой брони румынских кораблей), требова­лось повысить скорость хода.

Интересно отметить, что в официальной переписке советского коман­дования тех лет умалчивалась толщина бронирования палуб румынских мониторов. Можно предположить, что советская разведка не располага­ла информацией по этому вопросу. Между тем, эти показатели просто шокировали. Так на «Буковине» толщина брони палубы составляла 60 мм! Впервые эти данные опубликовал капитан 1 ранга, д. т. н., профессор А.В. Платонов.

Здесь следует упомянуть высокую эффективность работы военно- морской разведки Российской Империи, которая не только в начале Пер­вой мировой войны, но и позднее, во время боевых действий, собрала обширный и объективный материал о кораблях речной флотилии Авст­ро-Венгрии. Все эти данные были в свое время опубликованы в откры­той печати. В связи с этим возникает вопрос об эффективности работы советской разведки. Дело в том, что в 1936— 1940 гг. корабли румынской Дунайской дивизии прошли модернизацию артиллерийского вооруже­ния и бронирования на заводах «Шкода». Возможно, учитывая тради­ционные симпатии чехов к России и Советскому Союзу, разведке не составило бы большого труда добыть некоторые технические подробно­сти работ. Но этого не произошло, а может быть, таких задач перед раз­ведкой и не ставили.

Наиболее простой и дешевый способ повышения мощности уже имев­шихся на заводе-строителе двигателей заключался в установке турбонад­дува системы Бюхи. Однако Коломенский завод им. Куйбышева 6 ноября 1940 года сообщил, что система Бюхи еще находиться в стадии освоения и её можно поставить только в первом квартале 1941 г.

Учитывая важность вопроса повышения скорости легких мониторов, пришлось пойти на установку дизелей с наддувом (типа 9Д), мощностью по 1 120 л.с. Предварительные расчеты показывали, что при этих двигате­лях скорость корабля достигнет 13 уз. Запроектированные валопроводы и фундаменты при этом оставались без изменений.

В связи с увеличением мощности двигателей и при условии сохране­ния заданного района плавания (800 км полным ходом, а при 8 уз — 1 500 км)  со всеми дополнительными грузами (вооружение, топливо и проч.), осад­ка монитора достигла 1,2 м.

Три корабля СБ-57 заложили в Киеве на заводе «Ленинская кузни­ца» в декабре 1939 года под наименованиями «Шилка» (зав. №156), «Аргунь» (зав. №157) и «Волочаевск» (зав. № 158). Первый и третий корпуса спустили на воду весной 1941 г. К тому времени их предполагалось ис­пользовать в сформированной Дунайской военной флотилии. Вскоре «Шилку» переименовали в «Видлицу», а «Аргунь» — в «Каховку». К на­чалу Великой Отечественной войны они не успели войти в строй, спу­щенные на воду корпуса решили перевезти в Черное море. Но их успели отбуксировать только до Запорожья, так как германские войска форси­ровали Днепр ниже по течению. Недостроенные корабли передали на месте Юго-Западному фронту. При дальнейшем наступлении германс­ких войск 19 августа затопили «Виддицу», её башни сбросили за борт. Корпус «Волочаевска» затопить не успели, так как в это время была взор­вана Днепрогэс, образовавшейся волной его просто выбросило на берег. Еще какое-то время «Волочаевск» использовали войска Красной Армии как укрытие, а 4 октября взорвали. «Каховку» затопили в ковше завода. После оккупации Киева германские специалисты несколько раз пыта­лись поднять корпус корабля, так как он мешал использовать судострои­тельный завод. Но это им не удалось, корабль подняли 10 декабря 1944 г советские водолазы. После осмотра корпуса его восстановление призна­ли нецелесообразным и сдали корабль на металл.

Но даже если бы эти новейшие мониторы типа «Шилка» вошли в строй, то их мощности не хватило для борьбы с противником. 17 августа 1940 г., начальник Главного морского штаба СССР адмирал Л. М. Галлер утвердил оперативно-тактическое задание на проектирование тяжелого монитора для реки Дунай. К 10 августа 1941 г. был готов предэскизный проект мони­тора, в котором удалось выдержать все требования задания, касающиеся артиллерийского вооружения.

Ïðîåêò òÿæåëîãî ìîíèòîðà äëÿ Äóíàéñêîé ôëîòèëèè

Однако необходимость соблюсти все параметры тактико-техничес­кого задания по вооружению, бронированию, скорости хода, а так же по условиям плавания по речным фарватерам, привели к ограничению осад­ки и ширины монитора, что и предопределило водоизмещение и главные размерения корабля (1 200 т; длина 80,0 м; ширина 12,0 м; осадка 1,6 м).

Артиллерийское вооружение: 4 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 г. в 2 орудийных башнях типа АМ-2-152; 2 счетверенных 37-мм автомата типа 46-К; 8 12.7-мм пулеметов ДШК в двухствольных башнях. Вся ар­тиллерия размещалась в цитадели.

Погреба боезапаса располагались в непосредственной близости от ору­дий. подача — вручную. Главный калибр 600 выстрелов на ствол, 37-мм — 8 000 выстрелов на ствол, и 12,7-мм 40 000 выстрелов на ствол.                 

 

Основные тактико-технические элементы неосуществленных советских проектов мониторов дляДуная

 

Основные элементы                     

СБ-57, 1940 г.

Монитор для реки Дунай, 1941 г.

Водоизмещение, т:

стандартное

735

1200

полное

800

1250

Главные размерения, м:

длина наибольшая

71,7

80

ширина наибольшая

11,3

12

осадка наибольшая

1,15

1,6

Главная энергетическая установка

дизельная

дизельная

мощность, л. с.

2 х 800

2 х 1800

марка мотора

38-КР-8

зод

число винтов

2

2

Источники электроэнергии:

дизельгенераторы суммарной мощностью, кВт

3 х 51

 

вырабатываемый ток

постоянный 230 В

переменный 220 В

Запасы топлива, т:

соляр

соляр

нормальный

15

 

полный

15

 

Скорость хода узлы (км/час): наибольшая

12(22,2)

13(24)

экономическая

 

10(18,5)

Дальность плавания, миль (км): скорость хода наиб, скоростью хода эконом.

810(1500)

1000(1852)

Вооружение:

гирокомпасы


Курс-1


Курс-1

магнитные компасы

127-мм -2

127-мм -2

лаги

ГО-III

 

лоты

ручные

 

АУ ГК

2-130 Б-28- 2

2-152-мм Г МЛ-20 -2

БК АУ ГК

400

600

ПУС ГК

«Мол»

«Мол»

АУ ЗК ББ

2-45 41 -К-2

4-37 46-К-2

БК ЗК ББ

2000

8000

зенитные пулеметы

2-12,7 ДШКМ-2Б-3

2-12,7 ДШК-4

боевые прожекторы

МПЭ-эб, 0-2

90-см

Бронирование, мм

главный бортовой пояс

50 (цитадель).

75 (цитадель),

 

16(оконечности)

8-16 (оконечности)

верхняя палуба

30 (цитадель), 8

50 (цитадель),

 

(оконечности)

8(оконечности)

крыша боевой рубки

20

60

стенки боевой рубки

50

100

пулеметные гнезда

10

противопульная

Экипаж, чел.

Всего - 130

 

 

Как показали расчеты нагрузки, уложиться в водоизмещение, при за­данной осадке и ширине корпуса и при выполнении требований по брони­рованию, не представлялось возможным. В соответствии с этим пришлось снизить толщину броневой палубы в районе цитадели с 60 мм по заданию, до 50 мм. При этом особо подчеркивалось, что толщина палубной брони крейсеров пр. № 26 и № 68 так же составляла 50 мм. И оговаривалось, что 50-мм горизонтальное бронирование. Вполне обеспечивало защиту жизненно важных частей монитора от 122-мм снарядов корпусной артиллерии на ве­роятных дистанциях боя и авиабомб массой до 100 кг.

Обратите внимание, для новых советских мониторов рассматривал­ся вариант толщины горизонтального бронирования 60 мм но, при этом не говорилось о толщине брони палуб модернизированных румынских мониторов.

В районе цитадели (толщина бортовой и палубной брони соответствен­но 75 и 50 мм) размещались дизельные отделения, посты управления ог­нем, погреба боезапаса, радиорубка дальней связи, трансляционная и аг­регатные. Борт и палуба тяжелого монитора бронировались по всей дли­не. К оконечностям их толщины уменьшались (борт 16 и 8 мм, а палуба —8 мм). 75-мм траверсы, ограничивающие цитадель, шли от борта до борта, и от второго дна до верхней палубы.

Боевая рубка цилиндрической формы, имела толщину броневых сте­нок 75-мм, крыши — 60 мм. Шахта в боевую рубку имела вид трубы диа­метром 1,0 м и имела толщину брони 50-мм.

Башни главного калибра бронировались следующим образом: верти­кальные стенки — 100-мм, крыша — 60 мм, 37-мм башни, пулеметные башни, и надстройка — 25-мм.

1686

Для защиты от боевых отравляющих веществ предусматривалась гер­метизация корпуса по всему контуру.

2   дизеля 30Д, мощностью 2.000 л.с., вращали три гребных винта и обеспечивали скорость хода 15 уз на глубокой воде, и 12 уз на мелкой воде. Дальность плавания 1.000 миль.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД