Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Водная система Днепра

Истоки Днепра лежат на Валдайской возвышенности, в нижнем тече­нии он пересекает скалы Донецкого Кряжа, которые образуют ряд поро­ гов. Река впадает в Днепровский лиман — залив Черного моря. Общая про­тяженность реки — 2.283 км, площадь бассейна — 518.500 кв. км. Круп­нейшие притоки: справа— Березина, Припять, Ингулец, слева — Сож, Десна, Сула, Псел, Ворскла.

На большей части течения правый берег гористый, левый — низмен­ный. Падение русла невелико, за исключением участка между Днепро­петровском и Запорожьем, где река пересекает Каменную гряду. Ранее, до постройки Днепрогэса в 1932 г., существенной особенностью реки являлись его пороги, которые тянулись на 70 км от Екатеринослава до Кичкасской переправы (в 9 км выше г. Александровска), не допускавшие судоходства. Судоходство тогда было возможно в половодье от Дорого­бужа, а в остальное время от г. Орши и до Екатеринослава, на протяже­нии 1 633 и 1 288 км соответственно, и ниже порогов до устья. На тех же участках производилось и пароходное сообщение ниже города Орши.

Ширина реки от Дорогобужа до Орши была до 53 м; от Орши до Шклова 53 — 64 м; от Шклова до Рогачева 85 — 150 м; от Рогачева до Киева 425 — 533 м; от Киева до устья реки Тясьмина 320 — 1 170 м; далее до Екатеринослава 256 — 1 385 м; затем до Кичкасской переправы были пороги; потом до устья 320 — 533 м. Глубина на всех этих участках колебалась от 1,5 до 12 м.

На судоходной части Днепра в начале XX века существовало 73 при­стани. Из них важнейшие в военном отношении: Приднепровская (же­лезнодорожный мост), Смоленск (железнодорожный мост), Орша и Мо­гилев (железнодорожная станция), Жлобин (железнодорожный мост), Речица (железнодорожный мост), Киев (железнодорожный мост), Чер­кассы (железнодорожная станция и мост), Кременчуг (железнодорож­ный мост), Екатеринослав (железнодорожный мост) и у Кичкасскаго пе­ревоза (железнодорожный мост).

Береговой телеграф в первом десятилетии XX века успели проложить на участках: Орша-Жлобин, Кроменчуг-Екатеринослав и Никополь- Херсон.

Навигация была возможна 8,5 месяцев, с марта до половины ноября.

Êàðòà áàññåéíà Äíåïðà ïî ñîñòîÿíèþ íà 1952 ãîä

Карта бассейна Днепра по состоянию на 1952 год

Начиная от Киева Днепр образует многочисленные острова и парал­лельные русла. Ниже Херсона река разделяется на ряд рукавов и впадает в лиман отдельными рукавами (гирлами). Средняя продолжительность на­вигации в верховье (до Припяти) — 240 дней, в среднем течении (до Днеп­ропетровска) — 260 дней, а в нижнем — 285 дней.

Несмотря на эти благоприятные условия Днепр в истории русского пароходства не занимал такого видного положения, как Волга, Нева и даже Дон. Это объясняется тем, что основной поток грузов шел по Волге и Неве, к столице империи — Санкт-Петербургу.

Кроме того, до сооружения запорожской плотины и трехкамерного шлюза у Кичкаса в 1932 г., средний и нижний плесы Днепра служили как два самостоятельные водные пути. То есть не связывались между собой и требовали, как правило, сухопутной перевалки грузов. Из-за порогов эко­номическое значение реки было невелико.

Днепр имел особое значение среди европейских рек Российской импе­рии. С одной стороны он вместе с Западной Двиной ограничивал с востока обширную территорию — западную пограничную полосу, вмещавшую важ­ные пограничные районы (Передовой, Северо - и Юго-Западные, разде­ленные Полесьем). А с другой (примыкая правым берегом от Рогачева до Киева к труднодоступному для войск Полесью) — представлял серьезный барьер для вторжения в центральные и южные области России.

 

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД