Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.
Главная / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОНИТОРОВ. Защитники речных границ России. Черников И.И. / Действия речных сил Всевеликого войска Донского

Действия речных сил Всевеликого войска Донского

Вооруженные пароходы несколько раз совершали боевые походы по Дону, очищая от большевиков захваченные ими станицы, особенно Цымлянскую и Нижне-Курмоярскую. А паровые шхуны «Христофор» и «Сосиэте» ходили в порты Румынии и Крыма, доставив оттуда 12 152-мм, 4 75-мм пушек Канэ, 100 пулеметов, 9 аэропланов, 500 тысяч винтовочных патронов и 9 тысяч снарядов Для подготовки личного состава Донского флота в городе Таганроге действовал флотский береговой батальон.

По приказу войскового атамана 5 июня 1918 г. речной десантный от­ряд в составе Каменского полка силою около 2 000 штыков и конной сотни под общим командованием полковника Дубовского на пароходах «Ново­черкасск» и «Донец» пошел вверх по Дону. Высадившись с пароходов, ка­заки быстро очистили от большевиков станицы Каргальскую, Романовс­кую, а затем помогли Цымлянскому, Нижне-Курмоярскому и Потемкин­скому отрядам овладеть всем левым берегом Дона.

В том же время Войско сформировало Донскую броневую железно­дорожную бригаду из четырех дивизионов по три бронепоезда в каждом и два отдельных бронепоезда. Следует особо отметить, что часть бронеплощадок Донской армии имела характерное для кораблей линейно-воз­вышенное расположение артиллерийских башен, а пулеметы устанавли­вались в бортовых спонсонах. Поэтому Донские бронепоезда имели су­щественные тактические преимущества при боевых столкновениях с красными. Нужно отметить, что противник по достоинству оценил передо­вую конструкцию донских бронеплощадок и пытался её копировать. Так, в конце июня 1920 года с территории Ижорского завода вышел бронепо­езд «III Интернационал» с аналогичной компоновкой артиллерии, но в отличие от донских бронеплощадок он имел большие габариты по высоте и, соответственно, большую массу.   

 Áðîíåïëîùàäêà Äîíñêîé àðìèè

В Таганроге так же формировалась Азовская флотилия Всевсликого Войска  Донского под командованием капитана 2 ранга В.И. Собецкого. На суда ставились 152-, 120- и 75-мм орудия, привезенные из Севастополя.

Кроме того, в этом городе действовало Управление портами Азовско­го моря (К.Н. Оглоблинский) и Управление морской тяжелой артиллерии (капитан 1 ранга Я.И. Подгорный).

Командовал Таганрогским портом Войска Донского контр-адмирал Степанов. Старший лейтенант Шестаков занимался формированием со­единений бронепоездов и танков.

К концу июля 1918 г. Дон освободился от красных почти целиком, и 15 августа в Новочеркасске большой Войсковой Круг утвердил постановле­ние Круга Спасения Дона о выборе атамана Краснова, принял проект Основных Законов, одобрил мероприятия атамана и общее направление его политики по отношению к Германии.

Разлад между Доном и Добровольческой армией начался с мелочей и пустяков, но из-за крайнего самолюбия Деникина вылился в тяжелые формы. Его постоянно раздражала мысль, что Войско Донское поддержи­вало дружеские отношения с Германией. Генерал Деникин не думал о том, что благодаря этому Добровольческая армия получала оружие и патроны, и офицеры проезжали через Украину на Дон совершенно свободно. Де­никин видел в этом только измену союзникам и сторонился атамана.

Командующий Донской армией генерал Денисов, потомок древнего казачьего рода, отличался резким, порывистым нравом. Он был молод и, когда Деникин командовал дивизией, Денисов служил всего лишь капита­ном Генерального штаба. Теперь же Денисов на равных разговаривал с Деникиным, и это коробило генерала. Деникин стал добиваться удаления Денисова. Однако пока снабжение Добровольческой армией шло через атамана, являвшегося посредником между Украиной и немцами, Деники­ну приходилось терпеть.

Казаки Всевеликого войска Донского в конце октября 1918 г. подошли к Царицыну, обложили его с трех сторон и прервали сообщение города с тылом красных. К этому времени у донского атамана на фронте стояла уже 60-тысячная армия, а у Деникина, вместе с кубанцами, насчитыва­лось только 12 тысяч. Атаман ожидал прибытия тяжелых орудий, кото­рые войско купило в Севастополе у немцев. За корабельными пушками прибыл пароход «Сосиэте», однако белогвардейцы не отдали казакам их кровное имущество, и начались трения.

Командированный за орудиями офицер войска Донского телеграфи­ровал 18 ноября 1918 г. в Новочеркасск: «Адмирал Канин получил приказа­ние генерала Деникина никому покамест ничего не давать». Одновремен­но с этим капитан 1 ранга Лебедев телеграфировал по поводу тех же пушек: «Генерал Лукомский приказал доставить платформы в Новороссийск, где и будут установлены орудия по доставке их морем из Севастополя. Посылать орудия по железной дороге в Ростов не признано возможным».

Донское командование ответило, что оно и не предполагало отправ­лять орудия по железной дороге, но за ними послан пароход. Начальник генерального штаба Добровольческой армии генерал Вязьмитинов полу­чил по прямому проводу из Новочеркасска в Екатеринодар телеграмму: «Вопрос серьезный и срочный. На организацию броневых поездов затра­чено много энергии и денег, а главное — они страшно нужны на фрон­тах..». И так далее.

После длительных переговоров и при содействии союзников эти ору­дия удалось получить только в феврале 1919 г., когда Азовское море уже замерзло. К этому времени белым пришлось спешно отводить войска с Царицынского фронта!

Генерал Деникин считал Добровольческую армию олицетворением единой и неделимой России. Если атаман Краснов и гетман Скоропадс- кий полагали, что в первую очередь следует уничтожить большевизм в России, а затем уже начать её объединение, то Деникин сосредоточил свои усилия на немедленном уничтожении самостоятельности Украины, Дона, Кубани, Грузии, и прочих.

 Другим камнем преткновения между войсковым атаманом и генера­лом Деникиным стало нежелание казаков воевать за пределами Дона.  

Капитуляция Германии сильно усложнила положение на Дону. Ан­танта требовала от казаков признать генерала Деникина Верховным главнокомандующим вооруженными силами Юга России. П.Н. Крас­нов 26 декабря 1918 г. вынужден был подписать приказ о подчинении Дон­ской армии генералу Деникину. Но, после ухода немцев с Украины, Дени­кин добился отставки гетмана Скоропадского и генерала Краснова, зая­вив, что без смены атамана Дон не получит ни подкреплений кубанскими полками, ни материальной помощи от союзников. Атаман Краснов 8 ян­варя 1919 г. сложил с себя полномочия атамана Всевеликого войска Донс­кого. 14 февраля Войсковой Круг принял его отставку, и власть перешла к генералу А.П. Богаевскому.

Ранней весной 1919 г. казаки лишились наиболее достойного из своих вождей. При атамане Краснове борьба с большевиками носила характер войны полностью народной, когда казаки отстаивали свои права и граж­данское общество с цельным и свободным мировоззрением. После его ухода рядовые защитники Дона хранили тот же народный дух независи­мости, но последующие правители, приверженцы генерала Деникина, со­здали в казачьем крае «политический климат» Добрармии.

Речные и морские силы Всевеликого войска Донского к маю 1919 г. подчинялись начальнику Морского Управления при Главнокомандующем Вооруженными силами Юга России.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД