Find the latest bookmaker offers available across all uk gambling sites www.bets.zone Read the reviews and compare sites to quickly discover the perfect account for you.

Бассейн Дуная

Дунай как старинная дорога народов, благодаря направлению своего течения с запада на восток, занимает среди европейских рек исключительное положение. Эта вторая по величине (после Волги) река в Европе. Истоки Дуная образуются от слияния двух шварцвальдских речек; Бригах и Бреге, затем река течет через всю Центральную Европу и впадает в Чёрное море тремя рукавами (Килийский, Сулинскнй и Святого Георгия). Общая длина Дуная — 2848 км, площадь бассейна — 810 132 кв. км. В начале XX века река протекала по территории следующих стран: сначала Германии, затем — от устья реки Савы — прорезала Австро-Венгрию почти поперек и далее до румынского города Силистрия являлась границей между Сербией и Болгарией с одной стороны, и Австро-Венгрией и Румынией — с другой. Ниже Силистрии Дунай тек по Румынии, а от устья Прута его Килийский рукав (Килийское гирло) в те времена обозначал границу между Румынией и Россией.

1595

Протекая по территории Германии, Дунай отделялся узким отрогом Шварцвальда от правых притоков Рейна.

Малая высота этого водораздела позволяла переходить из одной долины реки в другую.

Карта бассейна Дуная по состоянию на 1952 год

Карта бассейна Дуная по состоянию на 1952 год

Глубина Дуная возле Ульта — 2,44 м. Судоходство в те времена было возможно уже от Ульма, хотя многочисленные мели и пороги сильно его стесняли. В своем течении река образует много островов. Постройка армейских наплавных мостов ниже Регенсбурга сильно затруднялась большой скоростью течения и шириной реки. Наиболее удобно устройство переправ у Ульма и Донауверта (Густав-Адольф в 1632 г., Людвиг Баденский и Евгений Савойский в 1704 г., эрцгерцог Карл в 1796 г., Мюрат и Сульт в 1805 г.), Линца и Маутерна (курфюрст Карл-Альберт Баварский в 1741 г. и отряд Кутузова в 1805 г.). Тульна (герцог Карл Лотарингский в 1683 г.) и Вены (Мюрат в 1805 г. И Наполеон в 1809 г.).

Дунай принадлежал Австро-Венгрии на протяжении 1366,5 км. У са­мого входа в страну ширина его составляла около 256 метров, но далее по течению он значительно расширялся Наконец у Земуна, па границе с Сербией, ширина реки достигала уже 1195 м. У Орсовы эта могучая река сжималась стенами Балканских гор и Лесных Карпат (Трансильванских Альп) и прорывалась через теснину шириной всего лишь 149 м. Это уще­лье называется Железными Воротами. Глубина Дуная здесь очень велика (до 50 метров, тогда как на остальном протяжении его глубина колеблет­ся от 4,3 до 8,5 м).

1596

Через ущелье, называемое Венгерскими Воротами, Дунай выходит на Венгерскую равнину, разделённую на две части Средневенгерским хребтом. Сквозь Баконский лес река прорывается узкой лесистой до­линой между городами Грань и Вайцен. Протекая по равнине до города Базиаша Дунай имеет извилистое русло и медленное течение. Весен­ние разливы были здесь весьма велики. В некоторых местах уровень воды мог повышаться на 12—15 метров, затопляя многочисленные ост­рова и низменную долину. Ширина реки у Пресбурга составляла 350 м, у Грана — 450, у Будапешта — 640— 1010, у Землины — 1200. Глубина менялась от 34 до 53 м. Устройство наплавных мостов средствами пон­тонных частей здесь было крайне затруднено, а ниже Будапешта про­сто невозможно — понтоны не выдерживали напора течения и поры­вов ветра. Наиболее удобные пункты для переправ имелись у Пресбурга. Коморна, Грана, Вайцена и Будапешта, Дуна и Фельдвара, Петервардеи у Белграда и у Панчевы.

У Базиаша долина Дуная сжимается с юга Восточно-Сербскими горами а с севера — Карпатами, образуя извилистую теснину Клиссуру, длиной 128 км, окаймленную покрытыми лесом обрывами. От порогов, стесняющих судоходство, русло удалосьочистить лишь в начале XX века. От устья реки Савы до Железных Ворот стратегическое значение Дуная было огромно, он отделял Сербию от Австро-Венгрии, а на участке от Орсовы до устья реки Тимока от Румынии.

1597

Для улучшения условий судоходства здесь предпринимались обширные работы Река могла бы играть в истории народов еще более значительную роль, если бы природа не снабдила ее таким множеством навигационных препятствий. Первый пароход от Вены до Будапешта прошел по Дунаю в 1830 г. Бурное развитие парового судоходства потребовало устранения навигационных препятствий. План их устранения был разработан еще во второй половине XVIII в. Тогда же начались первые работы. Боль­шие пороги, находящиеся выше Вены (между Грейном и Кремсом), удалось обойти благодаря устройству глубоководного кана­ла. Ниже по реке пришлось уст­ранить еще три больших препят­ствия — на участке между Прес- бургом и Геньо, у Железных Во­рот и близ Сулинского гирла.

На все эти проекты Австро-Венгрия затратила 30 млн гуль­денов. Особенно тщательно ра­боты по улучшению водных пу­тей проводились в Венгрии, ги­гантских масштабов достигли работы у Железных Ворот. Еще римляне всеми силами пытались устранить здесь препятствия су­доходству. Но ни античная тех­ника, ни инженерные средства XVIII века не смогли удалить подводные камни, рассеянные здесь на фарватеры реки в ог­ромном количестве.

Работы эти не ограничились ис­ключительно одними Железными Воротами, а коснулись также под­водных каменных гряд Козла, Бой­ке и порогов Излаз и Тахталия. В двух последних провели каналы длиною по 1800 м. Кроме этого, пришлось ус­транять гряду подводных камней, пересекающих Дунай у Орсовы, где начинались Железные Ворота. За­труднения для судоходства состоя­ли в бесчисленных подводных кам­нях, рассеянных по течению и со­здававших сильное волнение. Из-за опасных скал суда на этом участке могли ходить только под управлени­ем опытных лоцманов, да и то лишь при определенном уровне воды. Препятствия смогли устранить, только прорыв канал. Расходы по этому громадному предприятию со­ставили 18 600 000 гульденов. Руко­водил работами инженер Бела фон Гонда.

 1598

Дунай судоходен в любое время года. Но по большинству его прито­ков ходили суда только в нижнем течении рек. Левый приток Дуная — Тисса был судоходен уже несколько выше Чопа (ныне пограничная стан­ция в Украине), а для мелких судов — даже от Марамарош-Сигета. Но Тис­са замерзает на три месяца.

Наиболее важные судоходные каналы Австро-Венгрии:

канал Франса, соединявший Дунай и Тиссу — длиной в 119 км, при 20 м ширины и 2,5 м глубины;

канал Франца-Иосифа, (вып­равляющий течение Дуная между городами Вездан и Нейзетц) — дли­ной около 110 км;

- канал Вега, выправлявший приток Тиссы, длина его составляла около 70 км,  начало располагалось у города Темешвара.

1599

Ниже Орсовы Дунай течет по Нижне-Дунайской равнине, простирающейся на севере до Лесных Карпат (Трансильванских Альп), а на юге — до предгорий Балкан. Река на этом участке разветвляется на бесчисленные рукава, образуя болотистую, труднопроходимую, широкую долину с крутыми берегами высотой 32 — 85 м. Ширина реки 960 —1814м, глубина местами доходит до 30,5 м. В начале века здесь существовал только один железнодорожный мост у Черновод. Этот участок Дуная, от Орсовы до дельты, был очень хорошо освоен русскими военными. Русские войска переправлялись через него много раз: ниже Кладова (1809 г., отряд Исаева), у острова Ольмар (1810 г., отряд графа Цукато), у Груи (1811 г.,отряд графа Воронцова), у Лом-Паланки (1811 г., отряды Энгельгарда и Репнинского), у Рахова (1773 г., отряд Уварова и в 1829 г. отряд Гейсмара), у Никополя (1812 год, отряд Булатова по льду), у Зимницы (1812 г., отряд Булатова по льду; в 1877 г., дивизия Драгомирова), у Петрошан (1811 г., отряд Маркова), у Рущука (обратные переправы в 1810 г. отряда графа Каменского и отряда князя Кутузова в 1811 г.), у Мавродина (1773 г., отряды Репнина и графа Салтыкова), у Туртукая (1733 г., дважды Суворов; 1774 г., граф Салтыков; 1810 г., отряд Засса и 1811 г., отряд Грекова), у Силистрии (обратные переправы отряда графа Каменского в 1810 г. и отряда князя Паскевича в 1854 г.). У Калороша (1812 г., отряд Гартинга), у Гуробал (1774 г., отряды Румянцева и Глебова, а также обратные переправы отрядов Румянцева и Потёмкина; 1774 г. опять отряд Румянцева), у Линкорешти (1774 г., отряд князя Репнина), у Гирсова (1771 г., отряд Якубовича; 1773 г., обратные переправы отрядов Глебова и Долгорукова; 1774 г., отряд Суворова; 1854 г., отряд Зурова и 1877 г., отряд охотников), у Браилова (1771 г., отряд Милорадовича; 1774 г. отряд графа Каменского; 1854 г., отряд князя Горчакова и 1877 г., отряд Циммермана), у Галаца (1791 г,, отряд князя Репнина; 1809 г., отряды атамана Платова и киязя Прозоровского; 1812 г., отряд графа Ливена; 1854 г., отряд Аидерса и 1877 г., отряд Жукова), у Исакчи (1771 г., отряд Вейсмана; 1791 г.. отряд князя Голицына и 1809 г., отряд Засса).

У Измаильского Чатала начинается дельта Дуная, который впадает в Чёрное морс тремя рукавами: Килийским, Сулинским и Святого Геор­гия. Первый и последний разветвляются па несколько второстепенных рукавов (гирл). Судоходными были только Килийский и Сулинский ру­кава. Всё пространство дельты Дуная представляло собой болотистую, изобилующую озёрами низину, которая являлась серьёзным препятстви­ем на путях из Бессарабии и Добруджи.

1600

Близ устья Сулина (среднего из трех рукавов устья Дуная) для улуч­шения судоходства пришлось построить ряд молов. Эти работы выполня­лись Международной комиссией и обошлись в 15 млн. рублей

По условиям Парижского мира 1856 г. в Галацебыла учреждена «Меж­дународная Дунайская комиссия для регулирования свободного судоход­ства». Берлинским конгрессом 1878 г. судоходство разрешалось для всех государств па протяжении от Орсовы до устья Дуная. Стационеры вели­ких держав могли подниматься не выше Галаца. Боевые корабли, за ис­ключением легких судов речной полиции и таможенной стражи, не име­ли права ходить ниже Железных Ворот.

 

 

НАЗАД  СОДЕРЖАНИЕ   ВПЕРЕД